Рейтинг@Mail.ru
Лечиться от ксенофобии придется долго - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лечиться от ксенофобии придется долго

Читать ria.ru в
Дзен
«Убежден, что, если наше общество не одумается уже сейчас, бандиты с ножами придут в каждый дом». Это один из комментариев главного раввина России Берла Лазара, последовавший за нападением на прихожан московской синагоги. Но может ли общество "одуматься" в принципе? И как эта процедура должна выглядеть? Но может ли общество "одуматься" в принципе? И как эта процедура должна выглядеть?..

Политический обозреватель «РИА Новости» Марианна Беленькая. 

«Убежден, что, если наше общество не одумается уже сейчас, бандиты с ножами придут в каждый дом». Это один из комментариев главного раввина России Берла Лазара, последовавший за нападением на прихожан московской синагоги.

Но может ли общество "одуматься" в принципе? И как эта процедура должна выглядеть?

Рост национального экстремизма и ксенофобии в России, активизация националистических движений  признана многими российскими экспертами - политологами, учеными, журналистами, общественными деятелями - одним из печальных итогов ушедшего 2005 года. Власти, начиная с президента РФ Владимира Путина, говорят об опасности и недопустимости ксенофобских тенденций в стране. В сентябре во время телеобщения с россиянами президент заявил: «Мы будем усиливать деятельность правоохранительных органов, будем делать все для того, чтобы скинхеды, фашиствующие элементы исчезли с политической карты нашей страны». 20 декабря Путин потребовал от ФСБ активнее бороться с национализмом и ксенофобией, а также решительно выявлять идейных вдохновителей межэтнической розни. Тем не менее, достаточно ли силовых и законодательных акций, чтобы исправить ситуацию?

Год наступивший подтверждает печальную тенденцию года минувшего. По данным СМИ, только в Москве за первые 11 дней 2006 года произошло три преступления на национальной почве, включая трагедию в синагоге.  (Напомним, что 11 января  20-летний москвич Александр Копцев вошел в синагогу на Большой Бронной и набросился с ножом на находившихся там прихожан. В результате было ранено восемь человек.) Продолжились нападения на иностранцев в Санкт-Петербурге и Воронеже.

По данным ВЦИОМ, более 70% населения страны уверены, что в России существует «угроза фашизма». Какая именно угроза, социологи  не уточняют. Опасения ли, что к власти придет фашистский режим, как  это было в XX веке в Германии и Италии? Идет ли речь о возможном укоренении государственной националистической политики, или росте проявлений бытовой ксенофобии? Кто представляет более серьезную угрозу – бритоголовые скинхеды или депутаты Госдумы, выступающие с призывами запретить еврейские организации и очистить город от "чужих"? Подростки, набрасывающиеся на людей в российских городах, или философы, рассуждающие о потери великодержавности – так называемые «респектабельные националисты»? А это - для кого как, у каждого свой страх.

Так же различны и причины разных видов ксенофобии в России.

Первая и самая банальная – застарелый, привычный еще со времен средневековья антисемитизм. Представления о «евреях, захвативших власть, - о всемирном сионистском  заговоре» оказались живучи не только в России, но и во всем мире – и на Западе, и на Востоке. Однако оттого, что антисемитизм привычен, он не менее страшен. Возможно, большинство россиян себя антисемитами и не считает – они не будут резать людей в синагогах, крушить памятники на еврейских кладбищах. И их возмутят эти поступки. Но тут же они найдут оправдания тем, кто их совершил – «а разве справедливо, что евреи наживаются на народном добре?» Эти слова являются неким резюме высказываний части слушателей радиостанций «Эхо Москвы» и «Свобода», дозвонившихся в прямой эфир передач, обсуждавших нападение на прихожан синагоги и в целом ксенофобию в России. Радиостанций, которые, как считается, ориентируются на либерально настроенную часть российской интеллигенции.

Но есть и исламофобия. Явление новое, как для России, так и для Европы и США. Но, тем не менее, уже прочно укоренившееся и даже опережающее, судя по опросам общественного мнения, антисемитизм. О причинах этого явления сказано немало. Здесь и боязнь терактов, которая оборачивается недоверием к исламу и представителям этой религии. И неприятие мигрантов, которые - так сложилось и в России, и в Европе - в большинстве своем являются выходцами из мусульманских стран. Немало было сказано и о нежелании самих мигрантов ассимилироваться,  и о тех трудностях, которые они испытывают на новом месте жительства. Т.е. взаимные претензии мигрантов и «коренных» жителей известны. Как и разновидность исламофобии в России – кавказофобия – по отношению к выходцам с Кавказа.

Неприятие мигрантов выливается и в синофобию – страх перед выходцами из Китая, и в целом азиатами - вьетнамцами, корейцами и т.д.

Среди объяснений роста ксенофобии – не столько бедность (ведь происходящее идет на фоне роста доходов населения), сколько социальная несправедливость, социальное расслоение. Таковы были объяснения и погромов на окраинах Парижа (правда, там «некоренное» население выступило против «коренного»). Это же объяснение подходит и для причин, толкающих российских подростков в ряды скинхедов, а людей постарше - в ряды пассивных ксенофобов. Добавим отсутствие действенной молодежной политики, неприкаянность подростков с окраин.

Легче бы нам было, если бы речь шла не о росте преступлений на национальной почве, а просто о росте преступлений – грабежей, убийств, совершаемых молодежью, об увеличении среди них числа наркоманов? Лично мне – нет. Другой вопрос, что или кто толкает их окрашивать свои преступления в националистические цвета? И есть ли вообще «эта неведомая толкающая сила», что она из себя представляет? Тут мнения экспертов расходятся, и ясного ответа на этот вопрос нет.

Нельзя забывать и еще об одном факторе -  униженное национальное самосознание, потеря Россией статуса сверхдержавы, присущего СССР. А имперское самосознание у людей при этом осталось. И эти настроения легко использовать.

Но возникает вопрос – кому использовать?

И здесь оказывается очень тонка грань между респектабельным и естественным национализмом, присущим людям различных национальностей, и бытовой ксенофобией. Тонка грань и между бытовой ксенофобией, общественным равнодушием и радикальными их проявлениями – нападениями на людей, осквернением кладбищ и других святых мест.  Вопрос тут в том, на какую социальную почву попадают те или иные интеллектуальные теории.

И это, на мой взгляд, страшно. Страшно, когда на скамьях подсудимых оказываются сами подростки, а те, кто толкнул их взять в руки нож, остаются безнаказанными. Страшно, что обстоятельства, в которых формировалось их сознание, не меняются, и на место этих подростков-погромщиков неизбежно придут другие.

Можно ужесточить законы, а главное, научиться их применять – карать за призывы к национальной розни, а тем более за ее проявления, запрещать публикацию литературы, пропагандирующей ненависть. Можно и нужно заниматься молодежью, социальной и национальной политикой, улучшать экономическое положение населения, решить проблемы мигрантов. Но, видимо, нельзя так просто победить бытовую ксенофобию и «респектабельный» национализм. Здесь одно спасение – здоровое общество, которое окажется невосприимчиво к идеям насилия. Но для этого нужно пройти долгий путь.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала