Лариса Саенко
АМАРАВАТИ (штат Андхра-Прадеш, Индия), 15 янв - РИА Новости. Местечко Амаравати на юго-востоке Индии, где сотни тысяч буддистов собрались, чтобы отметить 2550 годовщину ухода Будды Гаутамы в паранирвану и его учения, стало не только площадкой религиозных торжеств, но и "горячей" зоной бизнеса в эти дни.
Такого наплыва людей еще не видывали местные жители, занятые выращиванием хлопка, риса и бананов и обитающие преимущественно в мазанках, крытых пальмовыми ветвями. Они сидят на корточках вдоль улиц, украшенных гирляндами разноцветных электрических огней, и, отгоняя на обочину своих волов, удивленно взирают на пришельцев.
Духовный лидер буддистов Далай-лама начинает каждый день торжеств с пятичасовой молитвы "самопорождения в образе божества". Ему внимают десятки тысяч последователей учения. Время от времени монахи бегом обносят молящихся чаем и похлебкой для поддержания сил.
Спокойный голос Далай-ламы, усиливаемый динамиками, разносится над поселком, одновременно превратившимся в оживленное торжище.
На берегу реки Кришна вырос целый палаточный город на несколько сотен тысяч пилигримов. Только тибетцев прибыли 250 тысяч. Неприхотливые жители гор располагаются большими семьями под одной матерчатой крышей, на ночь подстелив под голову тряпицу. На примусах они варят похлебку, хотя кругом полно уличных забегаловок, выросших словно грибы после дождя.
Уличные точки общепита предлагают блюда индийской, китайской, тибетской кухни - все они вегетарианские. Зона празднований по призыву Далай-ламы из гуманных соображений во спасение животных умышленно отказалась от мяса. На развешанных повсюду плакатах веселый хоровод на карте Земли дружно водят люди, слоны, собаки, обезьяны.
Размещение в палатках, обозначенных как "проживание класса люкс", то есть с кроватью, бельем и собственными удобствами, стоит около $100 в сутки. Можно снять на одно лицо, но вмешает до двадцати. Все палаточное жилье было забронировано задолго до начала торжеств.
Организаторы празднеств позаботились о том, чтобы устроить три тысячи бесплатных общественных туалетов. В гигантских котлах бурлит бесплатный чай, смешанный с молоком - железную кружку всякий настоящий буддист всегда держит при себе.
Триста специальных автобусов по отремонтированным дорогам доставляют паломников к ближайшим городам, запущены дополнительные поезда, связывающие места торжеств с Калькуттой, Мумбаем (Бомбеем) и столицей штата Хайдерабадом.
Вдоль основных улиц временного города разместились бесконечные торговые ряды. Местный бизнес предлагает бодрящий напиток из бамбуковых стволов, который изготавливают здесь же на станках со стальными шестернями.
Получаемое питье успешно конкурирует с "кока-колой". Заезжие торгуют дисками и кассетами с тантрической музыкой, китайскими фонариками и тибетскими "древностями". В ходу пластиковые веера и постеры с изображением буддистских гуру. Вход в официальный павильон сувениров - платный.
Кругом идет бойкая торговля защитными масками, наподобие хурургических - от пыли и микробов, радиоприемниками - для тех, кто хочет слушать молитвы на английском, а не тибетском языке. Самый ходовой товар - питьевая вода.
Реклама фирмы, поставляющей бутылированную воду, снабжена портретом Далай-ламы. Выше специально сооруженной статуи 40-метрового Будды взмывают только воздушные шары с названиями фирм интернет-провайдеров и операторов мобильной связи. Лавки хлебопеков оклеены рекламными плакатами аквапарка под названием "Сумасшедший мир".
Вслед за пилигримами в Амаравати прибыли мириады нищих всех сортов и вида, на любой "вкус", способных разжалобить кого угодно. Калеки, лежа в пыли, воздевают обнаженные культи, прося подаяния. Они демонстрируют столь впечатляющие уродства или раны, что им подают даже полицейские. По улицам ходят экзотически обряженные просители милостыни и дрессировщики змей. Больше всего "обычных" нищих - семей, обвешанных потомством, гремящих железными банками для подаяний. Выросший шумный город кругом размечен белыми линиями, выполненными не побелкой, а дустом.
Забор, огораживающий общественные туалеты, пестрит приглашениями в бесплатные благотворительные лагеря для прокаженных и больных туберкулезом.
Организация массовых торжеств обошлась более чем в $1 миллион. В офицальных материалах фестиваля разъясняется, что деньги потрачены не только на духовные цели: амараватцы получили 40-метровую статую Будды, то есть дополнительный "стимул" для туристов, а также современную инфраструктуру - интернет, телефон, снабжение чистой питьевой водой, туалеты с канализацией, и, значит, новые возможности в земной жизни.