Рейтинг@Mail.ru
В космос - на истребителе - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В космос - на истребителе

Читать ria.ru в
Дзен
Правительством Республики Казахстан подписан контракт с Московским институтом теплотехники (МИТ) на разработку проекта авиационно-ракетного космического комплекса «Ишим» для выведения на низкие околоземные орбиты малогабаритных спутников гражданского назначения. МИТ широко известен миру как создатель новых российских стратегических ракетных комплексов шахтного и мобильного базирования «Тополь-М», а также стратегического морского ракетного комплекса «Булава», очередные успешные испытания которого прошли перед самым Новым годом...

Военный обозреватель РИА Новости Виктор Литовкин.

Авиационно-ракетный космический комплекс "ИШИМ" для выведения малогабаритных спутников гражданского назначения. Схема

Правительством Республики Казахстан подписан контракт с Московским институтом теплотехники (МИТ) на разработку проекта авиационно-ракетного космического комплекса «Ишим» для выведения на низкие околоземные орбиты малогабаритных спутников гражданского назначения. МИТ широко известен миру как создатель новых российских стратегических ракетных комплексов шахтного и мобильного базирования «Тополь-М», а также стратегического морского ракетного комплекса «Булава», очередные успешные испытания которого прошли перед самым Новым годом.

Теперь институт совместно со знаменитым самолетостроительным КБ имени Микояна будет работать и по относительно новой для себя к тому же гражданской тематике.

Дело в том, что проект «Ишим» предусматривает выведение в космос сравнительно небольших спутников при помощи модифицированных истребителей МиГ-31. Их у Казахстана после распада Советского Союза осталось несколько десятков. По данным справочника «The Military Balance» - 43. А еще у Астаны, по тем же сведениям, есть 16 истребителей МиГ-25, которые фактически являются «прародителями» МиГ-31. Этот военно-воздушный флот требует постоянной заботы, но мало используется для защиты воздушного пространства страны. Небо государства есть чем защищать и кроме этих тяжелых истребителей с взлетным весом под 50 тонн.  И вот сейчас идея использовать их в качестве самолета-разгонщика для решения космических задач, которую выдвинули ученые, показалась руководству республики весьма привлекательной.

В последние годы во многих странах мира созданы технологии, которые позволяют «упаковывать» в небольшие спутники, массой от единиц до десятков и сотен килограммов, приборы, которые раньше размещались в космических аппаратах массой 500-3000 кг. Они способны обеспечить работу на земле метеорологических и информационных систем, таких, как средства для зондирования земли, прогнозирования тропических циклонов, озоновых аномалий, для экологического мониторинга атмосферных загрязнений - в том числе и парникового эффекта. Эти системы нужны для отслеживания возникновения лесных пожаров, организации службы навигации, для контроля за газовыми и нефтяными трубопроводами. Наконец, они применимы для реализации программ дистанционного «космического» образования для школ и университетов России и зарубежных стран, проведения научных фундаментальных и прикладных исследований…

Использовать современные истребители для запусков такой "малой" аппаратуры гораздо дешевле и эффективнее - по сравнению с тяжелыми ракетами-носителями, запуск которых требует больших финансовых затрат, составляющих порою десятки и сотни миллионов долларов. Ракетам также нужны специально оборудованные космодромы, строительство, функционирование и обслуживание которых тоже обходится в сотни миллионов «зеленых».

Для запуска же небольших космических аппаратов, как считают ученые и конструкторы, достаточно нынешней аэродромной сети и самолетов, способных разогнать ракету-носитель до необходимых скоростных величин.

Истребитель поднимает в воздух ракету весом порядка 10 тонн с космической нагрузкой в виде одного или нескольких спутников на высоту полтора-два десятка километров. При этом его скорость должна превышать скорость звука в несколько раз, что обеспечит ракете начальную скорость автономного полета более 2 тыс. км/час. Для трех- или четырехступенчатой твердотопливной ракеты-носителя это скорость соответствует скорости в конце работы ее первой ступени при старте с Земли. Что достаточно для выхода ракеты в космос.

Истребитель МиГ-31, как оказалось, очень точно вписывается в требования к подобным самолетам. Его максимальная взлетная масса - под 50 тонн, максимальная скорость, которую он развивает в зависимости от нагрузки и режима полета достигает почти 3000 км\час, статический потолок - до 20 км, а динамический еще больше. Фактически он может взлетать с аэродрома и выводить спутники на околоземную орбиту в любом уголке планеты. Это очень выгодно, как с научно-практической, так и с коммерческой точки зрения.

Правда, для этого самолет необходимо доработать, чем сейчас и занимается КБ имени Микояна, создатель этого истребителя. Необходимо также разработать специальную твердотопливную ракету, способную разгоняться после отделения от самолета до космических скоростей и нести на себе необходимое количество микроспутников. Этим сегодня занят Московский институт теплотехники. Опыт работы над подобной  ракетой у него есть. В конце концов, она будет представлять собой уменьшенную в весе и размерах ракету-носитель «Старт-1» с новыми ракетными двигателями. Хотя конструкторам МИТа такое сравнение, видимо, не очень понравится. Каждое новое изделие, как и каждый ребенок, считают они, никогда не похож на предыдущего.

Заместитель генерального конструктора МИТ Лев Соломонов сообщил военному обозревателю РИА «Новости», что работы по созданию ракеты-носителя «Ишим» идут по утвержденному графику. В 2007 году модернизированные самолеты МиГ-31 будут готовы к испытаниям. К этому же сроку будет сделана и ракета. С этого времени начнутся запуски микро-спутников на околоземные орбиты с различным наклонением - самым удобным для решения разных геофизических, метеорологических, экологических и информационных задач.

Как стало известно РИА «Новости», интерес к проекту, который уже демонстрировался на инновационной выставке в Алма-Ате и получил полную поддержку президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, проявили британская «Surrey center», израильские фирмы «Israel Aircraft Industry» и «Rafael», итальянская «Finmecсаnicа». Продолжаются переговоры казахстанского правительства и с другими зарубежными компаниями, заинтересованными в эффективном и сравнительно дешевом освоении космического пространства и специализирующихся на выведении на низкие околоземные орбиты малых спутников гражданского назначения. Российско-казахстанский проект «Ишим» все больше входит в систему международной кооперации.

А неподдельный интерес к нему свидетельствует о том, что в ближайшие 10-15 лет аэрокосмические системы для ближнего космоса смогут занять на рынке услуг достойное место по доставке малых космических аппаратов и встать в один ряд с тяжелыми ракетами, с помощью которых человек пока только и может посещать космическое пространство.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции   

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала