Рейтинг@Mail.ru
Возвращение в Египет. Часть 2 - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Возвращение в Египет. Часть 2

Часть вторая

Читать ria.ru в
Дзен
За время прежних командировок в Египет мне удалось объехать почти всю страну. В этот раз пришлось ограничиться лишь двумя городами: Каиром и Шарм аш-Шейхом. Второго в мои прежние посещения на карте Египта практически не существовало. Поэтому и сравнивать нечего. Каир же некогда был изъезжен и исхожен мною вдоль и поперек, поэтому изменения, произошедшие за последние четверть века, предстали ясно и выпукло. Первое и основное впечатление – это не «мой» Каир, не хуже и не лучше, это нечто другое, неизведанное...

Ностальгия

За время прежних командировок в Египет мне удалось объехать почти всю страну. В этот раз пришлось ограничиться лишь двумя городами: Каиром и Шарм аш-Шейхом. Второго в мои прежние посещения на карте Египта практически не существовало. Поэтому и сравнивать нечего. Каир же некогда был изъезжен и исхожен мною вдоль и поперек, поэтому изменения, произошедшие за последние четверть века, предстали ясно и выпукло. Первое и основное впечатление – это не «мой» Каир, не хуже и не лучше, это нечто другое, неизведанное.

Некогда Каир мне представлялся хотя и весьма крупным, но компактным городом, центр которого напоминал районы Парижа. Гелиополис, где я некоторое время жил, являясь частью Большого Каира, представлял собой богатый пригород, а Мадинат Наср только начинал застраиваться и казался отдаленной окраиной, отделенной от Международного аэропорта километрами пустыни. Тогда можно было доехать на такси от Мадинат Наср (восточной оконечности города) до пирамид (крайнего запада) примерно за час и примерно за полтора египетских фунта. Кстати, за 20 фунтов можно было нормально прокормиться в течение месяца.

В самом центре – на улицах Талаат Харб (по-старинке именуемой Сулейман-баша) и Фуад было не особенно интенсивное двустороннее автомобильное движение. Гиза, известная главным образом пирамидами, отчасти оставалась еще полудеревенским районом с немощеными внутренними улочками и почти сельским укладом жизни. На огромном городском кладбище, так называемом Городе мертвых, еще только начиналось расселение живых бездомных, и туда можно было без опаски зайти, чтобы познакомиться с прекрасными надгробьями различных эпох.
Но все это реминисценции более чем тридцатилетней давности от первой поездки в Египет.

За несколько лет, что прошли между первой и предпоследней поездкой, что случилась двадцать пять лет назад, Каир, безусловно, менялся, но поскольку за этот период я наведывался в него несколько раз, эти изменения не казались столь существенными. Росло число жителей, росли новые жилые кварталы, увеличивалась интенсивность уличного движения, началось строительство «второго этажа» улиц, чтобы разгрузить «первый этаж». Но это все еще был «мой», привычный Каир.

Теперь мне показалось, что я попал в другой город.

Нет, пирамиды, конечно, стоят на своем плато в Гизе. На месте и Национальный музей, и старый Каир, и давно известные районы, улицы, площади. И вроде бы каирцы те же – вечно спешащие, прыгающие с подножек автобусов, несмотря на суету движения. По-прежнему на улицах нередко можно встретить запряженных в повозки осликов, велосипедистов, везущих на головах огромные корзины с лепешками, которые непонятно каким образом выживают среди бешеного потока машин. И по-прежнему водители беспрестанно нажимают на клаксоны своих авто. Но сколько этих авто стало в Каире!

Сегодня город представляется бескрайним. Все бывшие пустоты застроены многоэтажными домами вплоть до аэропорта. В Город мертвых заходить не советуют, а цены исчисляются в совсем других цифрах.

И поскольку мои наблюдения в основном велись из окна автомобиля, то Каир мной воспринимался с точки зрения автомобилиста. И я понял, что, наверное, теперь прежде чем сесть за руль я бы много раз подумал. Во всяком случае, у меня сложилось впечатление, что в сегодняшней 19-миллионной столице Египта чуть ли не каждый житель владеет автомобилем, столь напряженно движение на каирских улицах. Причем, оно не стихает ни днем, ни ночью: как мне рассказал старый приятель, несколько последних лет работающий здесь, ему удавалось попасть в «уличную пробку» даже в три часа ночи.

Похоже, город постоянно борется с проблемой, им же и порождаемой – по мере его роста и расширения дорожной сети растет число автомобилей.

С грустью вспоминались прошлые годы, когда можно было легко проехать, куда тебе надо. Когда можно было с удовольствием прогуляться по милым улочкам, не ощущая постоянного чада от выхлопов; когда где-нибудь на Сулеймане рядом с тобой мог внезапно затормозить автомобиль, из которого выходил знакомый, который захотел просто поприветствовать тебя и пригласить выпить по чашечке кофе в ближайшем кафе. Когда в конце января тихий Гелиополис, напоминавший чем-то дачный поселок, весь благоухал ароматом цветущих апельсиновых деревьев. Да мало ли чего было радостного в прошлом, радостного уже хотя бы потому, что ты сам был на десятки лет моложе…

А ведь подобные ностальгические чувства навевает и сегодняшняя Москва, не так ли?

Жива ли нерушимая египетско-советская дружба?

Путешествуя по Египту четверть века назад, я как-то попал в Асуан. И там египтяне, помнившие еще наших спецов, участвовавших в строительстве Высотной ГЭС в 60-х годах прошлого века, показали мне возвышавшийся на плотине знаменитый монумент, который официально именовался «Символ нерушимой египетско-советской дружбы». Сопровождающий меня ветеран строительства взахлеб рассказывал о тех героических днях, с теплотой вспоминал наших строителей, с гордостью покатал на старенькой «двадцать первой», которую, по его словам, он ни за что не поменяет ни какую другую машину, включая и Фиат-2000, бывший тогда в моем распоряжении. Впрочем, добрые слова о соотечественниках тогда можно было услышать повсюду. Несмотря на то, что, как я уже отмечал, отношения между Москвой и Каиром в то время дошли стадии открытой вражды.

Отправляясь в Египет на этот раз, я задавался вопросом, как относится к нашей стране новое поколение египтян. Ведь как никак прошло 25 лет?

Меня, безусловно, радовало, что после долгих лет стагнации политические связи между нашими странами в последние годы заметно активизировались. Об этом говорит хотя бы факт обмена визитами на самом высоком уровне – в конце мая 2004 года Москву посетил египетский президент Хосни Мубарак, тепло встреченный российским президентом. А сам Путин навестил Каир в апреле 2005. Официальному визиту главы российского государства предшествовало посещение Египта премьером Михаилом Фрадковым. Характерно, что египтяне не принимали у себя столь высоких гостей из Москвы на протяжении тридцати последних лет. В Москве постоянно гостят египетские министры и другие высокопоставленные чиновники, да и наши время от времени наезжают в Каир.

В то же время торгово-экономические отношения между Россией и Египтом переживают не лучшие годы. В 60-70-е годы в Египет мощным потоком текло не только советское вооружение, но и продукция машиностроения и многие другие товары. А у нас большой популярностью пользовалась изрядное количество египетских потребительских товаров – от мебели, одежды и обуви до пива «Стелла» и сигарет «Клеопатра».

Теперь же присутствие Египта на российском потребительском рынке, похоже, ограничивается цитрусовыми, ящики которых с надписями “Made in Egypt” располагаются рядом с плодами Испании, Марокко и Израиля. Возможно, поступает и еще что-то по мелочи, но в глаза это особенно не бросается. Да и статистика свидетельствует о том, что товарооборот между нашими странами в последние годы не превышал полумиллиарда долларов, в то время как в лучшие годы (60-е, например) он был раза в два больше. А доллар тогда был покрепче нынешнего!

Оказалось, и новое поколение египтян привержено добрым традициям.

Египтяне помнят все то хорошее, что сделали им в свое время советские люди. Об этом говорили буквально все мои собеседники – от высших чиновников министерств туризма и иностранных дел, главного редактора самой влиятельной египетской газеты «Аль-Ахрам» Асама Сарая до служащих гостиниц и возивших меня водителей. Вкратце смысл их высказываний сводился к тому, что России необходимо вернуть себе статус великой державы, вернуть былое влияние в мире, чтобы избежать его однополярности. Арабы и, в частности, египтяне, ждут этого и надеются на это, связывают с возвращением России роли главного игрока на мировой арене свои чаяния о лучшем, безопасном будущем.

(Кстати, подобные высказывания мне доводить слышать и в других арабских странах, которые мне довелось посетить в последние пару лет).

Египтяне с интересом и вниманием следят за развитием событий в нашей стране. Возивший меня в Шарме шофер поразил знанием многих подробностей современной российской жизни. А сопровождавший во время всей поездки гид Мухаммед Яхья, которому хочется сказать особое спасибо за внимание и предупредительность, интересовался такими мелкими деталями  российской действительности), что порой ставил меня в тупик.

Да, нерушимая египетско-советская, да и вообще арабская дружба живы в сердцах арабов! Но и нам следует постараться, чтобы она жила вечно.

Москва – Каир – Шарм аш-Шейх – Москва

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала