Павел Давыдов.
БАГДАД, 28 дек - РИА Новости, Павел Давыдов. Из трех послевоенных лет 2005-й год был для иракцев самым трудным, и многие из них не питают надежды на то, что наступающий 2006-й станет лучше.
"Самое страшное даже не то, что в уходящем году значительно вырос уровень насилия. Страшно, что оно приобрело отчетливый конфессиональный характер. Можно сказать, что в стране началась необъявленная гражданская война", - сказал в беседе с корреспондентом РИА Новости преподаватель факультета иностранных языков Багдадского университета Махмуд Гази.
Будучи сам шиитом, он винит в этом шиитское правительство Ибрагима аль-Джаафари и, в частности, руководство иракских сил безопасности.
По мнению Гази, росту межконфессионального насилия особенно способствовали действия полиции и сотрудников МВД, во главе которого стоит член руководства крупнейшей в Ираке шиитской религиозной партии "Высший совет исламской революции". Многие сотрудники силовых структур являются членами организации "Бадр" - военного крыла этой партии.
"Борьба иракских властей с вооруженным сопротивлением в 2005 году постепенно приобрела характер борьбы шиитов с суннитами. Возросло число убийств с обеих сторон", - говорит собеседник.
Ситуация усугубилась после того, как в конце года в багдадском районе Джадирия была обнаружена секретная тюрьма МВД, в которой заключенные, большинство из которых были сунниты, подвергались, как предполагают, пыткам.
"Сунниты увидели в этом еще одно подтверждение направленного против них произвола властей. У них возникло желание мести. В свою очередь, шииты заявляют, что в тюрьме содержались преступники, и обращение с ними оправдано", - говорит Гази.
На этом фоне 15 декабря в Ираке прошли парламентские выборы. Их результаты, по мнению иракского педагога, лишь подтвердили факт идущей в стране необъявленной гражданской войны.
"Лидеры суннитов, обвинившие власти и Избирком в подтасовках результатов выборов, открыто заявили о возможности гражданской войны, если их права не будут удовлетворены. Со своей стороны, шииты говорят, что суннитов не удовлетворят никакие результаты, и призывают забрать в свои руки столько власти, сколько это позволяет сделать победа на выборах", - говорит Гази.
Все это, по его словам, привело к тому, что ненависть между шиитами и суннитами сегодня распространилась на отношения между простыми людьми, чего в Ираке никогда раньше не было. "Сейчас это ощущается всюду - на работе, на улице", - говорит он.
Самым плохим из всех послевоенных годов был 2005-й и в бытовом плане. Кризис в снабжении населения электроэнергией достиг своего апогея - электричества в домах жителей иракской столицы не бывает по 20 часов в сутки. "Мы уже привыкли жить в темноте. Это стало для иракцев нормой", - грустно замечает Гази.
Такой же нормой стало и отсутствие воды в водопроводном кране. "Сразу после объявления предварительных итогов выборов вновь была взорвана водоочистительная станция в районе ат-Тармия, снабжающая питьевой водой большинство районов Багдада. Вот уже неделю сидим без воды", - констатирует Гази.
Не лучше, по его словам, обстоят дела и в университете, где положение также год от года ухудшается. "Мы забыли о том, что такое уважительное отношение студента к преподавателю, зато привыкли к страху", - говорит иракский педагог.
Из-за опасений физической расправы, жертвой которой стали десятки преподавателей, многие работники иракских вузов покинули страну. Оставшиеся боятся всего, в том числе и собственных студентов, ставят им завышенные оценки.
Из-за хаоса в багдадском движении, когда по соображениям безопасности в городе ежедневно перекрываются многие улицы и мосты через реку Тигр, преподаватели и студенты систематически опаздывают на занятия или не приходят на них вовсе.
Не видя перед собой перспектив в охваченной насилием стране, в которой уровень безработицы превышает 50%, многие студенты оставляют университеты, а те, что получают диплом об их окончании, в большинстве своем не могут найти работу по специальности, рассказал собеседник агентства.
Будучи не в состоянии решить эту проблему по существу, правительство пытается сохранить высококвалифицированные кадры, хотя бы путем их формального трудоустройства.
"Только за последние три месяца в штат преподавателей иракских университетов зачислены более 4 тысяч человек, имеющих степень магистров и звание кандидатов наук. Например, на кафедру, на которой я работаю, пришли 14 новых сотрудников, хотя недостатка в педагогах мы не испытывали. Все это создает скрытую безработицу", - говорит Гази.
О чем же мечтает большинство иракцев в канун Нового года?
"О нормальной жизни, - говорит коллега Гази по преподавательскому цеху Раша Аднан, и добавляет, - чтобы без страха за свою жизнь можно было выйти на улицу, поехать и вернуться с работы. Чтобы в доме был свет и вода".
Еще полгода назад эта 28-летняя девушка, мать которой суннитка, а отец шиит, работала учительницей средней школы в районе Ат-Таджи, в 20 километрах севернее Багдада. Но по требованию исламских экстремистов занятия в ее школе, как, впрочем, и в целом ряде школ других расположенных близ Багдада районов, были прекращены. С тех пор Раша сидит дома.
"Я стала носить хиджаб (мусульманский головной убор), но все равно боюсь пойти на рынок или в магазин. А вечером не выхожу из дома даже в сопровождении братьев", - говорит она.
Надеется ли она на лучшее в наступающем году?
"Боюсь быть оптимисткой, хотя, конечно, хочется надеяться на то, что политики сумеют преодолеть свои разногласия и постараются хотя бы частично решить проблемы страны, ее народа".
Махмуд Гази более категоричен.
"Не думаю, что в 2006 году ситуация в Ираке изменится к лучшему. До тех пор, пока американцы находятся в Ираке, и все рычаги принятия политического решения находится в их руках, а не в руках иракского правительства, ничего не изменится", - уверен он.
Так же, как и школьная учительница, преподаватель университета думает, что положение в Ираке может улучшиться, если политикам удастся сформировать правительство национального единства, в котором будут представлены все группы иракского общества.
"Объединив, а не распыляя силы на междоусобную борьбу, иракские власти смогут потребовать установления графика вывода из страны американских войск. Только обладая полным суверенитетом и сильным общенациональным правительством, можно надеяться на то, что с насилием в Ираке будет покончено", - говорит Гази. И немного помолчав, добавляет: "Да и то не раньше, чем через 3-5 лет".