Рейтинг@Mail.ru
Москва-Ближний Восток: предстоит год более интенсивной политики - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва-Ближний Восток: предстоит год более интенсивной политики

Читать ria.ru в
Политике России на ближневосточном направлении придется стать более внятной, чтобы ни на Западе, ни на Востоке не возникало вопросов – какие цели преследует в этом регионе Москва. К сожалению, на протяжении уходящего года России приходилось несколько раз давать непростые объяснения по поводу своей региональной политики. Весь год российские дипломаты были вынуждены отвечать на вопросы: в какую сторону они склоняются - Запада или Востока, Израиля или арабского мира. Россия делать выбор в пользу одной из сторон не хочет категорически...

Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.

Подводя итоги года для российской внешней политики, невозможно не сказать особо о ближневосточном направлении российской дипломатии.

Хотя бы потому, что в целом 2005 год стал знаковым для отношений Москвы с этим регионом, поскольку состоялся первый визит президента РФ на Ближний Восток (Египет, Израиль, Палестинская Национальная администрация). Россия получила в ушедшем году статус наблюдателя в Организации Исламская конференция (ОИК). А в следующем году России предстоит председательство в «Большой восьмерке», в центре внимания которой - реализация плана «Партнерство ради прогресса и совместного будущего на Ближнем Востоке и в Северной Африке», принятого на саммите «восьмерки» в США в 2004 году.

Россия станет организатором ряда мероприятий в рамках этой программы, и, возможно, это позволит ей более четко сформулировать свои цели, а главное возможности в регионе. Политике России на ближневосточном направлении просто придется стать более внятной, чтобы ни на Западе, ни на Востоке не возникало вопросов – какие цели преследует в этом регионе Москва.

К сожалению, на протяжении уходящего года России приходилось несколько раз давать непростые объяснения по поводу своей региональной политики. Весь год российские дипломаты были вынуждены отвечать на вопросы: в какую сторону они склоняются -  Запада или Востока, Израиля или арабского (исламского) мира.

Россия делать выбор в пользу одной из сторон не хочет категорически, да и не видит в этом смысла, она пытается сотрудничать со всеми, но ее как будто специально пытаются поставить в условия выбора. Видимо, некоторые силы за рубежом не хотят понять, что Россия - не СССР, и времена дружбы «за» или «против» прошли. Сегодня время делового прагматизма, когда все подчинено экономическим интересам страны, а также интересам ее безопасности.

Именно этим было обусловлено стремление России сблизиться с ОИК. Об этом говорил и президент РФ Владимир Путин в декабре на открытии первого заседания парламента Чечни. «Россия всегда была и остается лучшим партнером исламских государств», - сказал президент. 

Место для этих слов было выбрано неслучайно. Ибо во многом политика России на Ближнем Востоке и в исламском мире в целом, ее роль в урегулировании региональных конфликтов, ее взвешенная и иногда кажущаяся чрезмерно осторожной позиция по ряду вопросов обусловлены именно стремлением обеспечить свою внутреннюю безопасность. Чечня – только часть проблемы. Кроме нее есть еще региональные очаги других конфликтов, которые слишком близко примыкают к российским границам. И поэтому критика в адрес Москвы со стороны Запада, что она поддерживает пресловутые страны – члены «оси  зла», к которым в США относят, в частности, Иран и Сирию, представляется всего лишь частью пропагандистской кампании.

Из самых громких «пи-ар» акций года в отношении России запомнились скандалы, связанные с продажей российских ПЗРК «Игла» Сирии и в целом по поводу российско-иранского сотрудничества в области атомной энергетики.

Иранская тематика традиционно возникает в диалогах Россия-Израиль-США, но в контексте прихода к власти нового иранского президента она стала выглядеть иначе. Россия сделала все возможное, чтобы не потерять тот уровень сотрудничества, который был достигнут в последнее время с Ираном, прежде всего в экономической сфере, и не испортить одновременно своих отношений с Западом. И представляется, что она вышла из ситуации достойно, хотя это было непросто, в первую очередь из-за тех позиций, которые сегодня занимает Тегеран, и из-за знаменитых высказываний иранского президента в адрес Израиля. Тем не менее главная битва за Иран еще впереди, в марте 2006 года должно быть принято окончательное решение о вынесении «иранского ядерного досье» на рассмотрение СБ ООН. Россия будет снова поставлена в условия выбора: голосовать "за", "против" или воздерживаться.

Непросто будет складываться ситуация и вокруг Сирии. Для российско-сирийских отношений этот год стал переломным. В конце января состоялся визит президента Сирии Башара Асада в Москву. Была решена проблема сирийского долга России, что придало существенный импульс для развития экономического сотрудничества двух стран. Да и в целом этот визит и то, что два президента нашли общий язык, определило политику России в регионе на весь год.

Неизвестно, как складывалась бы ситуация, если бы визит был запланирован на более поздний срок. Буквально через три недели после посещения Асадом Москвы Дамаск оказался втянут в международный скандал, связанный с убийством бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. И по сути, если бы не твердая позиция российской дипломатии, Сирия вряд ли бы избежала международных санкций уже в этом году. Хотя, как и в случае с Тегераном, российская дипломатия не всесильна, и защищать Дамаск Москве бывает непросто.

Перспективы появления новых конфликтных очагов в регионе – Иран, Сирия (пока это лишь очаги напряженности) вызывает тревогу в Москве. Беспокоит дипломатов и развитие ситуации в Ливане. Этот треугольник – Иран-Сирия-Ливан - будет самым горячим в следующем году. И это при том, что не просматривается четких ориентиров в урегулировании ситуации в зоне палестино-израильского конфликта или в Ираке.

Год начался с выборов главы Палестинской национальной администрации и первых после свержения режима Саддама Хусейна парламентских выборов в Ираке. По оценкам американской дипломатии, демократические процессы все глубже укореняются на Ближнем Востоке. В Москве оценки демократических успехов в регионе были куда более осторожными. Прежде всего в том, что касалось Ирака. Да и в целом, при всем уважении к демократическим процессам, для российской внешней политики приоритетом являются не внешние проявления демократии, а реальная региональная стабильность. А вот этого как раз и не было. И неизвестно как будет складываться ситуация в следующем году.

Тем не менее тема демократических преобразований в регионе остается актуальной, и Россия, как председатель «восьмерки», будет уделять ей пристальное внимание.

Возможно, еще одной темой для России на Ближнем Востоке станет усиление связки "политика-экономика", когда политические инициативы должны иметь явный материальный аспект. Возможно, на это следует обратить внимание российским компаниям, работающим в регионе. Пока успешно развивается экономическое сотрудничество с Египтом, Сирией, Турцией, Ираном. Есть перспективы его развития с Израилем и Ираком. Но все же у российской политики не просматривается мощной экономической составляющей - по крайней мере, не на всех ее направлениях, как того хотелось бы дипломатам. А это необходимо в свете политических преобразований, которые происходят на Ближнем Востоке.

Все, что происходит между Россией и Ближним Востоком, отражает ситуацию во всей политике Москвы в отношении развивающегося мира в целом – например, в Африке. Хотя в одном смысле России принадлежит бесспорное лидерство среди стран Запада. Среди членов Парижского клуба Россия находится на первом месте по соотношению списанных и реструктурированных долгов стран африканского континента, который также частично входит в так называемый Расширенный Ближний Восток. Кроме того, напомним о списаниях долга Россией Ираку и Сирии, что является существенным вкладом в развитие экономик этих двух стран. Темы экономического содействия странам Африки и Ближнего Востока, также будут подниматься в рамках председательства России в «восьмерке», равно как и урегулирование там военных конфликтов. Но такую политику можно считать лишь начальной стадией другой, более ясной и мощной политики в этих краях.

В целом предстоящий год на Ближнем Востоке обещает быть интересным, и, скорее всего трудным. Впрочем, как иронично отмечают дипломаты, они вообще не припомнят времени, когда в этом регионе было спокойно, и когда работать там было просто. Каждый новый год преподносит свои сюрпризы, чаще неприятные. 2005 не стал исключением. Вряд ли таковым будет и 2006.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала