Рейтинг@Mail.ru
Игорь Моряков: Центральный депозитарий должен стать холдингом - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Игорь Моряков: Центральный депозитарий должен стать холдингом

Читать ria.ru в
Дзен
ЗАО "ДКК" является расчетным депозитарием для Российской торговой системы (РТС), Санкт-Петербургской валютной биржи (СПВБ), фондовой биржи "Санкт-Петербург", а также выступает уполномоченным держателем для фондовой биржи "ММВБ". Основными акционерами ДКК являются РТС (56,52%) и НП "Национальный депозитарный центр" (36,96%).

ЗАО "ДКК" является расчетным депозитарием для Российской торговой системы (РТС), Санкт-Петербургской валютной биржи (СПВБ), фондовой биржи "Санкт-Петербург", а также выступает уполномоченным держателем для фондовой биржи "ММВБ". Основными акционерами ДКК являются РТС (56,52%) и НП "Национальный депозитарный центр" (36,96%).
Интервью РИА Новости дал президент ДКК Игорь Моряков.

- Игорь Дмитриевич, в последнее время вновь активизировалось обсуждение темы по созданию Центрального депозитария. Необходимость этого института уже очевидна для всех, основной вопрос в том, насколько быстро будет создана эта структура? Можно ли уложиться в сроки, обозначенные ФСФР - к концу будущего года?

 - Когда чего-то очень хочется, то любые сроки реальны. Если желание уложиться в намеченные сроки будет острым и приоритетным и для регуляторов, и для законодателей, то мы реально можем получить готовые, хорошие документы, как и планировалось, уже к лету 2006 года. Я имею в виду проект закона о Центральном депозитарии. К сожалению, произошла задержка с определением консультанта по этому проекту. Но у меня остается надежда, что до конца текущего года будет найден вариант привлечения независимого консультанта с необходимым опытом и знаниями в этой сфере, который в сжатые сроки, опираясь на опыт и поддержку профсообщества, сможет разработать и проект закона о Центральном депозитарии, и подготовить план действий. Как я понимаю, ФСФР уже определилось с выбором консультанта – это будет консорциум, состоящий из 3-4 компаний.


Кроме того, необходимо активизировать переговорный процесс между профучастниками и представителями Центрального банка РФ о возможности дальнейшего объединения ДКК и НДЦ. Если параллельно будет работать консультант и вестись переговоры, а также все избавятся от иллюзий, что решение о Центральном депозитарии может быть кем-то кому-то навязано, то вполне реально, что до конца следующего года у нас найдется компромиссное решение, и путь к появлению в России Центрального депозитария в начале 2007 года будет вполне реальным.

- Вы уже ведете какие-то консультации с законодателями, которым предстоит принимать закон о Центральном депозитарии?

 - Профильные комитеты Госдумы - Комитет по банкам и фондовому рынку, Комитет по собственности - в курсе всех проблем и процессов, которые происходят сейчас на рынке. Я думаю, что два этих профильных комитета вполне готовы к тому, чтобы участвовать в обсуждении законопроекта в самое ближайшее время.

- Какие, на Ваш взгляд, основные проблемы и препятствия, и насколько легко они решаемы? Кто должен быть акционером Центрального депозитария, какой должна быть доля государства?

 - Основной тормоз на пути создания Центрального депозитария – разные позиции по формированию и структуре управления новым институтом. Уже сейчас достигнуто понимание, что не должно быть доминирования кого-либо в создаваемой структуре. Я думаю, что и представители профсообщества, и Центральный банк едины в том, что не может Центральный депозитарий принадлежать кому-то одному. Это отправная точка, от которой нужно, наверное, вместе идти и искать общее и единственно правильное решение.


Власти понимают, что такая структура как Центральный депозитарий не может быть создана с нуля силами одного государства. Это слишком сложный процесс. Более того, нет гарантии, что создаваемая государственная организация будет востребована, поскольку все-таки фондовый рынок - это очень тонкий и сложный организм, и здесь любые внедрения каких-то чужеродных органов будут моментально отторгнуты. В этом смысле Центральный депозитарий должен быть органично вписан в инфраструктуру фондового рынка. Именно поэтому профучастники и говорят: нужно создавать Центральный депозитарий на базе того, что уже  создано самим фондовым рынком, а не внедрять что-то абсолютно чужеродное. Представители государственных регуляторов осознают, что организация не может быть создана без самого активного участия и поддержки профучастников.


 Сегодня профучастники предлагают создать Центральный депозитарий в виде холдинга, куда войдут управляющая компания в виде некоммерческого партнерства, ДКК как центральный депозитарий по акциям и НДЦ как центральный депозитарий по облигациям. На мой взгляд, это самый оптимальный вариант, который позволит Центральному депозитарию работать одновременно и в интересах государства и в интересах рынка. При реализации холдинговой модели снимается вопрос о государственном регулировании тарифов, поскольку участники рынка, представленные в некоммерческом партнерстве, будут заинтересованы, чтобы Центральный депозитарий работал в интересах всего рынка, а не каких-то определенных структур.

- А о чем целесообразнее сегодня говорить о слиянии ДКК и НДЦ или создании холдинга? Как я понимаю, участники рынка соглашаются и с одной, и с другой моделью создания Центрального депозитария.

 - Любые объединения, слияния, поглощения преследуют несколько целей. Одна из них – это повышение эффективности работы объединенной компании: снижение издержек, рисков, повышение качества оказываемых услуг, снижение тарифов и прочее. Только тогда объединение можно считать целесообразным с точки зрения участников процесса. В случае срочного объединения ДКК и НДЦ, на мой взгляд, оно несет за собой технологические проблемы, и как может выясниться впоследствии, расходы на технологическое слияние двух компаний в одну могут быть настолько велики, что объединение окажется неэффективным. Две компании занимают четко обособленные секторы рынка – ДКК на рынке акций, НДЦ на рынке облигаций. Технология учета этих инструментов принципиально отличается. Клиенты, которые обслуживаются в ДКК и НДЦ, приспособлены к уже существующим системам учета и обычно открывают счет в одном депозитарии. Например, клиенты ДКК могут торговать на ММВБ, не открывая счет в НДЦ. Соответственно клиентские внутренние системы не настроены под технологии НДЦ. В этом смысле объединение двух организаций и перевод на единые стандарты может иметь серьезные проблемы для наших клиентов.


 Другая технологическая проблема – это перевод активов в одно местодержание. Перевести, например, активы, хранимые в ДКК, – это задача, которая может растянуться на годы и стоить несколько миллионов долларов. Кто будет платить за это? Поэтому целесообразно сегодня пойти по пути создания холдинга, и постепенно проводить сближение двух систем учета.

- Руководство НДЦ заявляло, что создается новая технологическая платформа, которая может стать основой для создания Центрального депозитария, и о намерении завершить эту работу в третьем квартале 2006 года. Еще раньше, в январе, представитель НДЦ заявлял, что НДЦ и ДКК договорились об улучшении технического взаимодействия и выработке единых стандартов учета, и что предпринимаются шаги выработки единых стандартов учета. Как осуществляется сейчас это взаимодействие?

- НДЦ не единственная организация, которая занимается техническим перевооружением. ДКК уже в течение двух лет осуществляет модернизацию свой депозитарно-расчетной системы, и первый этап мы уже внедрили в этом году. Сейчас идет работа над совершенствованием нашей клиринговой системы.


 К сожалению, то, что НДЦ начал очень активно заниматься обновлением своей депозитарно-расчетной системы, негативно отразилось на нашем технологическом взаимодействии, о котором говорили в начале года. Например, по инициативе НДЦ отложен перевод нашего "моста" в режим "он-лайн". Мне хотелось бы, чтобы оптимистичные оценки НДЦ по переходу на новую систему осуществились в заявленные сроки. В этом плане мы можем лишь пожелать нашим коллегам из НДЦ как можно скорее внедрить эту систему, а по возможности все-таки начать работу в режиме "он-лайн" на существующей системе, что вполне реально, на наш взгляд. Данная услуга необходима нашим пользователям, в интересах которых мы и должны работать как инфраструктурные организации.

Кроме создания Центрального депозитария, какие законодательные изменения произойдут на фондовом рынке в ближайшее время?

- В правительстве сейчас идет обсуждение четырех базовых законопроектов. Помимо Центрального депозитария еще три. Это будущий закон о биржах и биржевой деятельности, закон о клиринге и закон о производных финансовых инструментах. К сожалению, могу сказать, что действия рабочих групп, которые участвуют в разработке этих базовых законов для инфраструктуры фондового рынка, не скоординированы. Нет достаточно активного обсуждения этих законопроектов с профучастниками.


 В который раз могу лишь обратиться с призывом к нашим государственным органам, к регуляторам о необходимости создания общего экспертного совета, который будет включать в первую очередь профучастников для консультаций по сути разрабатываемых законопроектов. Еще раз подчеркну, эти законопроекты разрабатывают для профучастников. Нам по этим законам в дальнейшем жить. И если не привлекать нас к разработке самих законов, то, к сожалению, мы можем опять нарваться на серьезные проблемы в будущем с их реализацией и внедрением.

 - Госдума РФ приняла поправки в "Закон о газоснабжении", предусматривающий либерализацию рынка акций Газпрома. Какая из российских биржевых площадок станет основной для торговли акциями газового концерна и как это отразится на оборотах бирж?

 - Я думаю, что торговля акциями Газпрома будет происходить на обеих площадках – РТС и ММВБ, в силу того, что классы профучастников и их клиентов принципиально отличаются друг от друга. На ММВБ - это спекулятивные клиенты, те которые занимаются активно торговлей ценными бумагами в целях получения краткосрочных выгод из-за колебания курсов акций в течение торгового дня, в РТС – это институциональные инвесторы, которые вкладывают свои средства на более долгий период – от недели и больше.
 Из-за этого объемы сделок в РТС и ММВБ различаются в силу отличия поведения на этих биржах основных игроков. В РТС размеры лотов намного крупнее так как институциональные инвесторы оперируют суммами в миллионы долларов.

 - В заключение хотелось бы услышать информацию о деятельности ДКК, здесь вопросы достаточно классические - прогноз финансовых результатов по итогам года, какая планируется в наступающем году тарифная политика?

- По финансовым результатам могу сказать, что год был очень удачным. Пока мы еще не подвели итоги. Но предварительные ожидания - прибыль, рассчитанная по международным стандартам финансовой отчетности, в текущем году увеличится в 2 раза, как минимум, по сравнению с тем, что мы заработали в прошлом году. Это при том, что в 2005 году мы значительно снизили свои тарифы по части услуг, которые мы оказываем нашим клиентам. Я думаю, в следующем году мы продолжим политику снижения тарифов и упрощения структур тарифов. Также надеюсь, что рынок будет достаточно активным, и позволит нам не снижать наши финансовые показатели и в следующем году.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала