МОСКВА, 12 дек - РИА Новости. Аналитики разошлись во мнении по вопросу о возможных последствиях "разморозки" цен на нефтепродукты.
Как сообщалось ранее, ряд нефтяных компаний, в частности, ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, Роснефть, Татнефть и Сургутнефтегаз в конце октября приняли решение не повышать цены на автозаправках до конца 2005 года вне зависимости от динамики нефтяных цен.
Эксперты, опрошенные РИА Новости, считают, что стоимость бензина на российских заправках под влиянием различных факторов, может как снизиться вслед за мировой динамикой, так и вырасти от компенсации компаниями недополученной в период "заморозки" прибыли.
Олег Максимов из ИК Тройка-Диалог считает, что есть вероятность некоторого снижения бензиновых цен, учитывая нынешнюю динамику мировых цен на нефть.
"Я не думаю, учитывая динамику мировых цен на нефть, что цены на бензин пойдут вверх, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Дальше все будет зависеть от цены на нефть и на нефтепродукты в Европе в частности", - сказал он. Максимов пояснил, что снижение цен можно ожидать в связи с общеевропейской тенденцией.
"Вероятность, что цены пойдут вниз, есть, потому что в Европе они снижаются. Мы прогнозируем снижение цен по сравнению с уровнем, когда их замораживали", - подчеркнул аналитик Тройки-Диалог.
В то же время Максим Шеин из ИК Броккеркредитсервис, напротив, прогнозирует увеличение уровня цены после снятия моратория.
"Скорее всего, цены увеличатся, но я не думаю, что это будет серьезное повышение. Может быть, 2% максимум, или вообще они останутся на прежнем уровне, потому что в следующем году ожидается некоторое снижение мировых цен на нефть", - отмечает аналитик.
По его словам, тенденция к снижению нефтяных цен обусловлена тем, что темпы роста предложения будут выше темпов роста спроса.
"Может, определенное послабление будет, если НДПИ станет постоянным и независимым от цены на нефть. Сейчас его пытаются сделать дифференцированным, но пока это слабо получается", - сказал Шеин.
В свою очередь аналитик Броккеркредитсервиса обратил внимание на то, что реальным эффектом на цене какие-то налоговые подвижки могут отразиться только через квартал, так как это долгосрочная мера.
Отвечая на вопрос РИА Новости, не являются ли замороженные цены завышенными, он отметил, что "компании так поступили, чтобы выиграть другие льготы у правительства", а не сохранить высокие цены.
"В первые месяцы нового года можно ожидать небольшого скачка цен на бензин примерно в пределах 5-10%. Однако это не будет повышение резкое, за один день. Думаю, рост, который будет наблюдаться в начале года, может несколько опережать темпы роста в прошлом году", - возражает им аналитик ИК Регион Константин Гуляев.
"С другой стороны, власти уже заявили, что будут внимательно следить за нефтяными компаниями и наказывать повышенными штрафами тех, кто начнет завышать цену", - говорит эксперт.
Он связывает возможный рост с тем, что компании, которые замораживали цены, постараются "компенсировать то, что они недополучили, подписавшись на заморозку". Тем не менее, как отмечает Гуляев, нефтяные компании, поддержавшие мораторий, уже пытались вернуть себе часть упущенных возможностей, действуя через повышение оптовых цен. Однако в последнее время, цены пошли вниз. Отчасти это связано со снижением мировых цен, отчасти от увеличения относительной налоговой нагрузки на экспортеров. Гуляев отмечает, что в то время как мировые цены на нефть и нефтепродукты снизились, а экспортные пошлины остались на прежнем высоком уровне, произошла некоторая переориентация нефтяных потоков на внутренний рынок, что и привело к снижению цен.
"Нельзя говорить о том, что будет всплеск цен, который остановит все дороги, но цены на бензин могут первое время расти опережающими темпами. Однако потом их корреляция с мировыми тенденциями и соотношением реального спроса - предложения на внутреннем рынке приобретут большое значение", - подчеркнул он.
Касаясь вопроса о дальнейшей динамике нефтяных цен в связи с наступлением зимнего сезона, а также с изменением природных температурных условий, в частности в Америке, как главном потребителе нефти, Гуляев отметил, что "спекулятивная составляющая в цене на нефть настолько большая, что предсказать ее изменение в краткосрочном периоде проблематично".
"Сейчас фундаментальных причин для резкого изменения цены в ту или иную сторону нет", - заключил аналитик Региона.
Однако, по мнению министра финансов России Алексея Кудрина, цены на бензин в РФ в 2006 году будут расти медленней, чем в этом году, поскольку цена на нефть не превысит $50 за баррель.
"Мы не ожидаем роста цен на бензин в России в 2006 году такими же темпами, как это было в 2005", - сказал министр в среду, выступая в Совете Федерации.
Он пояснил, что мировые цены на нефть в следующем году не должны превысить $50 за баррель.
"Мы планируем, что в следующем году мировые цены на нефть не выйдут за отметку $50 за баррель, и поэтому потенциал прироста цен на бензин в связи с ростом цен на нефть на мировом уровне не будет таким большим", - сказал Кудрин.