Сергей Колчин, доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИМЭПИ РАН – для РИА «Новости».
Очередной, состоявшийся накануне раунд российско-украинских переговоров по ценам на газ конкретных результатов не принес, однако, министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко заявил о том, что стороны надеются достичь договоренности по газовому вопросу до конца года. По его словам, интенсивный ход переговоров может позволить подготовить до 1 января 2006 г. необходимый пакет документов, регулирующий отношения между Россией и Украиной в газовой сфере.
Ранее в тот же день президент Украины Виктор Ющенко высказал убеждение, что Киеву и Москве удастся найти взаимовыгодное решение по газовым вопросам. «Украина готова рассчитываться за газ исключительно на рыночных началах, однако с постепенным переходным периодом», - цитирует заявление Ющенко его пресс-служба. Президент отметил также, что Украина надеется на встречный шаг со стороны России.
Конфликт между Россией и Украиной по поводу согласования параметров цен на газ и его транзита на предстоящий период приобрел сейчас особую остроту. Любопытно, что высказывания украинских властей о стремлении к компромиссу появились после того, как первые лица российского государства, пожалуй, впервые, однозначно заняли сторону «Газпрома» в его противостоянии с Украиной. Об этом, в частности, сказали глава Совета Федерации России Сергей Миронов и лидеры Госдумы. Более того, впервые даже российский президент предельно корректно, но при этом весьма жестко высказался по поводу газовых отношений с Украиной, обозначив, что Россия не намерена вновь мириться с наращиванием долга за газ своего партнера и с сохранением неоправданных преференций в российско-украинской газовой торговле.
Напомним, что «Газпром» настаивает на том, чтобы весь поставляемый Украине газ оплачивался в 2006 г., исходя из рыночной ставки – 160 долл. за тысячу кубометров. Сейчас Украина платит по льготной ставке в 50 долл. и до сих пор настаивала на сохранении льготных условий поставок, ссылаясь на действующее межправительственное соглашение (до 2013 г.). Где заявлено о невозможности перехода к денежным расчетам по рыночным ценам на газ и ставкам транзитного тарифа. Со своей стороны, «Газпром» ссылается на то же межправительственное соглашение. В статье второй этого документа говорится, что параметры транзита и размер платежей за поставленный Россией газ должны уточняться на основе ежегодных межправительственных протоколов.
Однако до сих пор Украина была с этим не согласна, в чем проявлялась не столько позиция партнера «Газпрома» - «Нафтогаза Украины», сколько позиция руководства страны. И здесь все понятно: в преддверие парламентских выборов оно опасается негативного воздействия на избирателей возможного повышения цен в секторе коммунальных услуг, а также вероятного дальнейшего замедления экономического роста в стране.
Надо сказать, что многие годы Россия с пониманием относилась к подобным резонам украинского руководства, дистанцируясь от конфликта хозяйствующих субъектов и даже помогая их разрешить за счет межгосударственных договоренностей (зачет долгов, бартер и т.п.). Сейчас ситуация коренным образом изменилась. И причин для этого несколько.
Во-первых, «уступчивость» России во многом объяснялась внешнеполитическими мотивами, в частности, лояльностью постсоветских режимов Москве. Последние неоднократные заявления Киева (Тбилиси, Кишинева и пр.) о приверженности их «евроатлантическому выбору» серьезно меняют дело. Хотя трудно понять, о каком выборе идет речь и насколько он соответствует реалиям внутренней и внешней ситуации для постсоветских стран, ясно, что России на дальнейшую лояльность своих бывших союзников по СССР рассчитывать не приходится. Об этом свидетельствуют, в частности, и возобновившиеся попытки Украины вновь обострить дискуссию вокруг пребывания Черноморского флота в Крыму.
Во-вторых, цена уступок России в пользу бывших союзных республик сейчас значительно возросла из-за изменившейся конъюнктуры мирового топливного рынка. Если раньше взаимные льготы по ценам на газ и тарифам были, по крайней мере, сопоставимыми по своим параметрам, то, теперь, России выгодно платить за транзит по мировым ценам при адекватной оплате за поставляемые им энергоресурсы. «Маржа» в ценах явно не в нашу пользу, с учетом объемов поставляемого на экспорт газа.
В-третьих, принятое недавно Госдумой РФ решение о снятии лимитов для иностранных приобретателей акций «Газпрома» (при сохранении определяющей доли государства в 50%+1 акция), естественно, формирует новую ситуацию, при которой иностранные инвесторы не будут терпеть ущемления своих интересов за счет преференциальных отношений «Газпрома» и России с теми или иными партнерами. Сохранение льготных цен на российский газ для Украины или для других стран явно выпадает и из стратегии развития газовой отрасли России, ориентированной на рыночные принципы взаимодействия.
Исходя из этого, пожалуй, впервые в современной российской истории российские власти необычайно резко отреагировали на традиционный конфликт в российско-украинских газовых взаимоотношениях. В частности, президент России Владимир Путин заявил, что не хочет ставить «украинских коллег в сложное положение», однако, по его мнению, Украина вполне может покупать российский газ по мировым ценам.
Во-первых, с 2006 г. европейские потребители станут получать российский газ за 255 долл. за тысячу куб.метров, в то время как Украина настаивает на сохранении для себя цены в 50 долларов за то же количество газа. Даже с учетом пониженных транзитных расходов это, по меньшей мере, расточительно для России, которая может только в 2006 г. потерять на поставках в Украину от 3 до 4 млрд. долларов (по сравнению с Германией экспорт российского газа на Украину станет дешевле примерно на 180 долларов за тысячу куб.м.).
Кроме того, по словам российского президента, Украина самостоятельно добывает 18 млрд. куб.м. газа, чего вполне достаточно для покрытия потребностей ее бытового сектора, так что говорить о том, что Россия грозит «заморозить Украину» оснований нет. Более того, внутренние цены на бытовой газ в республике ниже российских. Возникает вопрос: надо ли россиянам оплачивать благополучие соседей из своего кармана?
Позиция Украины в этой ситуации выглядит, на наш взгляд, провокационной. Хотя украинское руководство заверяет, что поставки российских энергоносителей в Европу будут бесперебойными, сама вероятность осложнений в этой сфере - недопустимый в нормальных международных экономических отношениях шантаж. Видимо, он подогревается перспективой альтернативных поставок российского газа по строящемуся Северо-Европейскому газопроводу (сейчас через Украину на Запад ежегодно прокачивается более 110 млрд. куб.м. газа), а старт проекту СЕГ уже был дан в декабре нынешнего года.
Реакция западноевропейских потребителей российского газа на украинские амбиции пока запаздывает. Видимо, они считают, что стороны конфликта, в конечном счете, разберутся сами, как это и было раньше. Но, в противном случае, вряд ли можно предположить, что Запад останется безучастным или станет, взамен России, субсидировать Украину, исходя из ее транзитной роли.
Независимые же западные аналитики считают, что потеря дешевого российского газа – это та цена, которую Украина заплатит за окончательное утверждение своей независимости.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции