Рейтинг@Mail.ru
Стратегическому газопроводному проекту дан старт - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стратегическому газопроводному проекту дан старт

Читать ria.ru в
Дзен
Москва решительно укрепляет свое геополитическое влияние. Торжества, посвященные началу строительства Североевропейского газопровода (СЕГ) стали одним из главных политических событий уходящего года. Проект Североевропейского газопровода создает принципиально новый маршрут транспортировки российского газа в Европу...

Игорь Томберг, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН – для РИА «Новости».

Торжества, посвященные началу строительства Североевропейского газопровода (СЕГ), которые состоялись сегодня в Бабаево под Вологдой, стали одним из главных политических событий уходящего года. О значимости, которую придают проекту основные строители газопровода – Россия и Германия – говорит и состав участников торжеств.

С российской стороны присутствовали премьер Михаил Фрадков, глава совета дирек-торов «Газпрома» Дмитрий Медведев, министры Сергей Лавров, Виктор Христенко и Герман Греф. Германскую делегацию возглавляют министры экономики и иностранных дел. Кроме того,  приехали руководители всех - и правительственных, и оппозиционных - фракций бундестага, новый глава СДПГ и потенциальный претендент на кресло канцлера Матиас Платцек, а также председатель Восточного комитета германской экономики Клаус Мангольд. Разумеется, представлены и партнеры «Газпрома» по проекту - компании E.ON Ruhrgas и BASF.

Ввод первой очереди проекта в строй запланирован на 2010 г. Планируется, что мар-шрут СЕГ пройдет далее через территорию Германии и Нидерландов до Бэктона (Велико-британия). Общая его протяженность составит 3 тыс. км.

Проект Североевропейского газопровода создает принципиально новый маршрут транспортировки российского газа в Европу. Реализация проекта позволит диверсифицировать экспортные потоки, обеспечить возможность их маневрирования и напрямую связать газотранспортные сети России и стран Балтийского региона с общеевропейской газовой сетью. Отличительной особенностью СЕГ является отсутствие на его пути транзитных государств, что снижает стоимость транспортировки российского газа.
С самого начала именно негативная реакция транзитных стран – Польши, Украины, государств Балтии – создали весьма напряженный политический контекст, в котором пришлось вести работу по газопроводу.

Планы постройки СЕГ вызывают недовольство стран Балтии и Польши, поскольку его трасса пройдет в обход территории этих государств. На днях глава МИД России Сергей Лавров заявил в этой связи журналистам, что Россия приветствует любое дополнительное участие в строительстве СЕГ. «Любое дополнительное участие в проекте приветствуется, но доля российского участия в нем сохранится на уровне 51%», - сказал министр. Реакция польской стороны на это приглашение была более чем сдержанной. Как заявил замминистра экономики Польши Петр Наимский (Piotr Naimski). «Не вижу, чтобы у Польши был интерес к инвестированию в данное предприятие», - сказал он.

Достаточно близорукая позиция восточноевропейских членов ЕС вызывает удивление в мире. Строительство СЕГ, по мнению серьезного мексиканского издания La Jornada (7.11.2000), «…позволяет обойти наземное препятствие в лице прибалтийских республик и Польши. Подстрекаемые правительством Буша, которому нечего им предложить, кроме миражей, они стали вести себя с непозволительной непочтительностью по отношению к двум мощным соседям, России и Германии. За глупости в геополитике приходится дорого платить. Прибалтийские страны и Польша, которые, вероятно, большей частью правы в изложении собственных трагедий прошлого, зашли слишком далеко в своей атавистической ссоре с Россией».  

Еще более напряженными стали в последнее время отношения России с главным партнером по транзиту газа в Европу – Украиной. Киев категорически не желает подписывать новое соглашение, основой которого станет переход на рыночные цены закупок и транзита газа. Основной политический козырь Украины в этом споре – именно транзит газа в Европу. Киевские политики фактически шантажируют «Газпром», несущий значительные обязательства перед европейскими покупателями.

Выход из этой непростой ситуации попробовал найти премьер-министр РФ Михаил Фрадков, предложивший в ходе своего визита в Брюссель пересмотреть условия поставок газа в Европу. По его предложению, переход собственности на газ к европейцам мог бы иметь место на российско-украинской границе (а не на украинско-европейской, как сейчас). Тогда Киеву пришлось бы заниматься уже шантажом европейских покупателей. А это серьезно ослабит претензии «оранжевых» политиков на признание и широкую интеграцию (в т.ч. и политическую) в единую Европу.

Европейцы пока явно не торопятся взваливать на себя претензии Украины. Однако озабоченность по поводу стабильности поставок газа нарастает по мере приближения конца года и даты прекращения срока действия нынешнего российско-украинского со-глашения по газу. О чем свидетельствует признание главы Еврокомиссии Жозе Баррозу в том, что вместе с британским премьером Тони Блэром они поднимали вопрос о гарантиях транзита сырья на переговорах с Виктором Ющенко.

Этим признанием глава Еврокомиссии дал России дополнительный козырь на переговорах. ЕС де-факто становится участником спора. А это позволило президенту Владимиру Путину занять жесткую позицию. Смысл кремлевской линии в том, что «Газпром» будет исполнять контракты перед Европой даже без соглашения с Украиной. В то же время, на любые неадекватные действия Киева в газовой сфере Россия может ответить ограничением поставок туркменского газа, на который приходится почти половина топливного баланса Украины. Такой же симметричный ответ поступит и при попытке резко повысить транзитные цены.

Между тем одновременно с заявлением Владимира Путина было подписано «газовое» соглашение с Белоруссией, которая в следующем году по-прежнему будет получать газ по льготным тарифам. Украине как бы показали вариант благополучного решения энергетической проблемы при проведении «правильной» внешней политики.

Еще в момент подписания договора в сентябре проект Североевропейского газопровода начал обрастать заинтересованными попутчиками. Британский министр энергетики Малькольма Уикс (Malcolm Wicks) сразу после заключения сделки прямо заявил о том, что «энергоснабжение Европы в ближайшие десятилетия будет зависеть от отношений с Россией». Лишний раз подчеркивая важность будущего энергетического сотрудничества с Россией, английский министр подтвердил верность афоризма Генри Джона Пальмерстона (Palmerston) о том, что у Великобритании нет друзей, есть только национальные интересы. Как, впрочем, у многих европейских государств, оказавших явную поддержку проекту. Практически всеобщее желание стран Западной Европы как-то участвовать в проекте Североевропейского газопровода и получать российский газ в больших объемах продиктовано их национальными интересами, преимущественно, стремлением к энергетической безопасности.

Это абсолютно совпадает с планами России. Российские официальные лица постоянно подчеркивают, что главной целью строительства СЕГ является обеспечение энергетической безопасности Европы. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков  на церемонии по поводу начала строительства СЕГ отметил, что сейчас «мы создаем условия устойчивого со-трудничества в энергетической сфере и обеспечиваем энергетическую безопасность в Европе и мире». Тем более, что выступая гарантом этой безопасности, Москва решительно укрепляет свое геополитическое влияние.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала