Борис Каймаков комментатор РИА-Новости.
Скоро Новый год, один из самых любимых праздников в России. Русские дети знают, что родители будут ставить дома елку, украшать ее игрушками, а потом под елкой можно будет найти подарки. А около 12 часов 31 декабря все будут сидеть за праздничным столом с обязательным шампанским, слушать поздравления Президента Путина, а затем, затаив дыхание, считать про себя удары часов на Спасской башне Кремля. И ровно в 12 часов, вместе с последним двенадцатым ударом из миллионов бутылок шампанского вылетят пробки и с криком «Ура», « С новым годом» огромная страна празднично войдет в новый ход времени, в новые надежды и новые проблемы.
Взрослые надеются, что Новый год принесет им счастье и удачу. Дети не могут долго ждать, они уверены, что вот сейчас раздастся звонок в дверь и войдет Дед Мороз и принесет подарки. Надеются еще и потому, что хитрые родители заранее просят написать записку с просьбой Деду Морозу, которую они обещают отнести на почту. И еще они обещают, что Дед Мороз обязательно выполнит их просьбу. И в Новый год, о чудо, раздается звонок в дверь, входит Дед Мороз, в красной шубе, с красным носом, в сопровождении прелестной Снегурочки и у него в руках, – не может быть, велосипед, именно такой, какой просил мальчик в своем письме.
Наверное, именно такой обычай обращения детей к Деду Морозу, побудил недавно умершего школьного учителя Михаила Дымова обратиться к своим ученикам с необычной просьбой – написать письмо Богу, попросив его о чем-нибудь. И его поразило, что дети в возрасте от 6 до 10 лет обращаются к Богу не с просьбами типа, подари мне куклу, а с серьезными проблемами бытия. Более того, как написал один мальчик: « Давай встретимся до смерти».
Русские дети, наверное, как и все дети стремятся к справедливости, к добру, к тому, чтобы их родителям было хорошо. Диана спрашивает: «Боженька, ты не знаешь, где мой любимый папа?». А Филя не может понять: «За что ты наказываешь добрых людей?». Второклассник Никита ставит бога перед неразрешимой задачей: «Дай здоровье, счастье маме, бабушке, дяде Феде, дяде Саше, дяде Боре и другим моим папам». А хитрый десятилетний Юра даже готов ради счастья родителей шантажировать Всевышнего: «Сделай, чтобы папа и мама помирились. А я за это брошу курить». А Зоя, наоборот, боится гнева неизвестного, далекого Бога, но ничего не может поделать со своим чувством : «Я тебя,конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего?».
Ни Толстой, ни Достоевский, разговаривавшие с Богом без посредников о трагизме бытия, о справедливости, о человеческом горе, не смогли так выразить боль, как это сделала маленькая Ира: «Господи, я тебе благодарна за все, что ты мне раньше делал. Но помоги мне сейчас. Моего папу посадили ни за что в тюрьму, а теперь он уже сидит 8 месяцев. Я жду его все время. Если бы у меня была возможность, то я бы его освободила. Я тебя очень прошу, помоги мне. Это самая большая просьба. Потом я беспокоить тебя никогда не буду. Даже если случится умирать». Читаешь, а в горле комок, и понимаешь лучше Достоевского, утверждавшего, что никакое счастье на земле не стоит слезы ребенка.
Письма к Богу свидетельствуют, что дети не менее остро переживают бедность, как и взрослые. Им кажется, что это противоестественно, что это стыдно, что такое недопустимо. «Знаешь, как стыдно быть ни за что бедным?» - буквально возопил десятилетний Ираклий.
Дети не понимают, почему есть нищие, почему они просят милостыню рядом с церковью: «Почему нищие просят милостыню около церкви – чтобы Ты отмечал, кто даст?». А восьмилетняя Вита гневается на Всевышнего не менее эмоционально, как когда-то древние греки на Зевса: «Что тебе сделал мой папа, почему ему не везет?» - строго вопрошает девочка.
Но люди, не были бы людьми, если бы они не поверяли Богу свое самое сокровенное.«Боженька, а если он дал откусить «Сникерс», это любовь» -, пытается разобраться в своих неожиданных чувствах первоклассница Лена. А третьеклассник Вова уже знает больше, и вопрос у него сложный: «А как ты отличаешь женскую душу от мужской? По писькам?». Третьеклассница Оля, уже просит отпустить ей несуществующие «любовные» грехи: «На прошлой неделе к нам в класс пришел новенький. Он такой, такой…Так что до прошлой недели все мои дни жизни не засчитывай».
Все человечество родом из детства. Приходит время, и ребенок становится взрослым, понимающим, что он и только он может помочь папе, маме, своему ребенку. Но душа, она все равно будет обращаться с вопросами к богу. Главный из которых сформулировал Андрей: «Тебе нравится, что творится на Земле?». Дети ближе всех к Богу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции