Экономический обозреватель РИА Новости Нина Куликова.
Переговоры о повышении цен на российский газ, за который Украина продолжает платить по льготным тарифам, затягиваются. В настоящее время российский «Газпром» платит за транзит газа в Европу бартером по зачетной цене в 50 долл. за 1 тыс. куб метров. Однако, по словам зампредседателя правления «Газпрома» Александра Рязанова, когда европейские цены поднялись до 200 долл. за 1 тыс. куб метров, 50 - это крайне мало, т.к. сейчас такая цена не соответствует реальным затратам на добычу и транспортировку газа. По расчетам «Газпрома», реальная цена для Украины составляет сейчас примерно 160 долл. за 1 тыс. куб м. Однако украинская сторона не торопится отменять бартер и переходить на денежные отношения, заявляя, что это требует дополнительного изучения. Т.е. фактически настаивает на сохранении льготной цены.
Однако поставки газа – не единственный камень преткновения между Россией и Украиной. Похожие проблемы возникают и в других сферах экономического сотрудничества. Федеральное агентство по атомной энергии РФ (Росатом) намерено поднять вопрос о выравнивании цен на урановое топливо по контрактам российского ОАО «ТВЭЛ», поставляющего тепловыделяющие сборки для атомных электростанций во многие страны, в том числе, в Украину. В настоящее время «ТВЭЛ» покупает на Украине уран по мировым ценам, а в стоимость тепловыделяющих сборок, которые затем компания поставляет на украинские АЭС, закладывается льготная топливная составляющая. Российская компания из-за этого ежегодно теряет около 150 млн. долл. Поэтому как один из вариантов Росатом предлагает Украине выровнять с начала 2007 года цены на украинское сырье и российское топливо. Для Украины это может иметь серьезные последствия, т.к. сейчас «ТВЭЛ» осуществляет почти 100% поставок топлива для украинских АЭС.
Наконец, не исключено, что российская Федеральная служба по тарифам отменит с 2006 г. исключительный тариф на перевозку железорудного сырья с территории Украины, который сейчас действует в случае его транспортировки по железной дороге для некоторых российских металлургических комбинатов, в частности, Магнитогорского МК и «Мечела». Наличие тарифа означало существенную скидку для украинских поставщиков, поскольку он фактически был приравнен ко внутрироссийскому.
То, что все упомянутые тарифы и цены Украине предлагается повысить одновременно, отнюдь не случайность, - говорит Ирина Рожкова, эксперт фонда «Наследие Евразии». И в долгосрочной перспективе перевод всех этих тарифов на уровень общемировых пойдет на пользу и России, и Украине, поскольку повысит прозрачность их отношений и приблизит к рыночным стандартам, - считает эксперт. Однако нынешнее политическое противостояние Киева и Москвы не идет на пользу их экономикам.
Все упомянутые противоречия лишний раз показывают, насколько тесно связаны между собой экономики двух стран. Промышленности России и Украины создавались в свое время как части единого производственного цикла и ориентировались на единый рынок. Очевидно, что украинские атомные станции не смогут нормально работать без российских ТВЭЛов, так же как украинская руда нужна для российских металлургических предприятий. Однако намерение украинских властей интегрироваться в евроатлантические структуры во многом искусственно разделяет это некогда единое целое.
Официальный Киев стремится в НАТО и Евросоюз, что вынуждает Москву искать приемлемую линию поведения. Кроме того, в Киеве на днях прошел форум «Сообщество демократического выбора», где присутствовали представители многих стран бывшего социалистического лагеря (Грузии, Азербайджана, стран Балтии, Польши и др.), и которые, очевидно, стремятся к независимости от России и СНГ. Что не добавило конструктивного позитива в российско-украинские отношения.
В настоящее время между Москвой и Киевом идет торг, в котором, однако, у России больше аргументов, - говорит завцентром ИМЭПИ РАН Леонид Вардомский. Возможно, со стороны Киева будут некоторые уступки, поскольку позиция России достаточно жесткая. Кроме того, в марте в Украине должны пройти парламентские выборы, а оставить потенциальный электорат без тепла и газа вряд ли кто-то решится. В то же время, по словам Вардомского, уступки эти, вероятно, будут не принципиальные, и от своей основной линии Киев не откажется.
Для Москвы это означает только одно: перевод двусторонних отношений с Украиной на полностью рыночную основу. И все перечисленные инициативы российской стороны, демонстрирующие ее жесткую позицию, показывают, что Россия учится выстраивать эффективную политику в отношении своих бывших политических союзников. А вот субсидирование бывших союзников никак не укладывается в концепцию эффективной рыночной политики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции