Рейтинг@Mail.ru
Постсоветское пространство разрабатывает вакцину против революций - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Постсоветское пространство разрабатывает вакцину против революций

Читать ria.ru в
Дзен
Власти Казахстана отобрали инициативу у оппозиции, одев своих сторонников в революционный желтый цвет.

Наталья Ратиани

АСТАНА, 5 дек - РИА Новости. Власти Казахстана отобрали инициативу у оппозиции, одев своих сторонников в революционный желтый цвет.

"Еще ни одна революция не решила злободневных проблем народа - в Казахстане нет предпосылок для революций. Сегодня весь мир говорит о казахстанском пути развития: об эволюции, а не о революции. Прошедшие выборы показали, что Казахстан проголосовал за спокойствие и стабильность. Мы постоянно улучшаем жизнь народа, и никакой почвы для революции у нас нет и не будет", - такими словами Нурсултан Назарбаев, переизбранный 4 декабря президентом Казахстана, подвел черту под прошедшими президентскими выборами и несостоявшейся в республике "оранжевой революцией".

Форум его сторонников, праздновавший во дворце "Казахстан" победу своего лидера, взорвался аплодисментами. Море людей в по-революционному ярких желтых кепках и майках под песни Розы Рымбаевой уже не ассоциировалось с революционной померанцевой толпой Майдана.

Ближе к середине дня в регионах сторонники Назарбаева стали собираться на митинги, празднуя победу на выборах. Казалось, власть сама в пылу успеха забыла о принятом еще летом законе, запрещающем проведение с последнего дня агитации и до дня официального объявления итогов выборов любых митингов и шествий.

Глава ЦИК Казахстана Оналсын Жумабеков объявил, что официальные итоги выборов огласят 14 декабря.

Журналисты тут же спросили его: "А как быть с митингами победителей?".

"А никак, - парировал Жумабеков - внутри помещений собираться можно, на улицах нельзя".

Оказалось, власть помнит о примененных вакцинах против "оранжевых революций".

Прошедшие президентские выборы в Казахстане и парламентские в Азербайджане показали, что на постсоветском пространстве каждая из стран-кандидаток на потенциальную "цветную революцию" активно разрабатывает собственные рецепты для эволюционного, а не революционного пути развития.

Главный вопрос, который возникает накануне выборов - это вопрос о цене революции. Насколько достигаемый результат сопоставим с потрясениями, а также с политтехнологическими, финансовыми, человеческими затратами, необходимыми для победы революции?

События в Грузии и на Украине напоминали праздничную демонстрацию шествующей по постсоветскому пространству демократии. Однако оказавшаяся на грани войны Абхазия, рассорившиеся в пух и прах лидеры Майдана, не сумевшие преодолеть свои амбиции и пожать друг другу руки уже через год после победы "померанцевых", и разгромленная Киргизия показали - гастроли демократического театра не могут быть одинаково успешны в каждой следующей стране, потенциально может быть и готовой к революционным преобразованиям.

Вопрос ментальности, национальный фактор и различные политические риски свидетельствовали, что копировать под кальку не удастся. Вопрос демократии плавно отошел на второй план. Не столько потенциальные новые лидеры, сколько само общество сигнализировало: "мы не готовы платить такую цену".

Массовое движение, которое собственно и является движущей силой революции, как и раньше оставалось только с лозунгами. Как таковые преобразования в стране оставались на периферии дележки полученных революционерами властных портфелей. Проснувшись на утро, люди понимали, что новая власть мало чем отличается от старой. Самой яркой иллюстрацией, пожалуй, можно назвать коррупционные скандалы сентября на Украине.

К тому же революцию стали купировать еще до наступления заветного дня голосования и выхода представителей ОБСЕ с заявлением о несоответствии выборов установленным демократическим нормам и стандартам.

Очевидно, что самая сильная вакцина "революционерам" была привита в Азербайджане. Президент Ильхам Алиев, которого многие считали достаточно слабым на фоне его отца Гейдара Алиева игроком, взял и арестовал своих министров, запланировавших цветную кредитную историю Азербайджана.

Что касается заявлений ОБСЕ, то после скандальной пресс-конференции в Азербайджане, когда через два часа миссия была вынуждена заменить свою же собственную формулировку, наблюдатели теперь предпочитают говорить о том, что не их дело оценивать итоги выборов, а их дело наблюдать за демократическими процессами в странах СНГ.

Сами страны СНГ накануне выборов засели за учебники, изучили нормативы ОБСЕ и научились лихо парировать предложенные рекомендации. "А почему у вас в Польше запрещены наблюдатели на выборах? А почему вы не маркируете пальцы, а мы должны?" - такие вопросы сыпались на ОБСЕ в Азербайджане и Казахстане как из рога изобилия. Международные наблюдатели из людей, которые помогают демократическому процессу, превратились в людей, которые приезжают насаждать любыми методами свою формулу демократии.

Казахстан проявил жесткое требование к пребыванию на его территории независимых наблюдателей, которые были представлены организациями, не имеющими международного статуса. Их просто не пустили. Причем апеллировать предлагали не к властям, а к принятому в Казахстане закону.

Фраза о "несоответствии стандартам" перестала быть сигналом для уличных беспорядков и митингов. Оппозиция Азербайджана, помитинговав, в итоге оставила бессмысленную затею. Власть исправно разрешала им очередной намеченный митинг, но всегда просила указать время выражения недовольства. А внутри самой ОБСЕ часть стран СНГ инициировала дискуссию о том, нужен ли нам такой мониторинг выборов.

Их, как ни странно, поддержал ряд стран бывшей Восточной Европы.

Нашлись управа и на инструменты осуществления революций - молодежные интернациональные объединения, финансовую поддержку из разных стран. Так, в Казахстане ряд оппозиционных движений активно поддерживался из Украины и Польши. Потоки просто перекрывались - закон о запрете на финансирование НПО из-за рубежа. А для молодежи стали создавать другие движения и устраивать другие концерты.

Творческая работа была произведена с наглядной агитацией, символами и лозунгами оппозиции. Власть в Казахстане просто взяла желтый цвет оппозиции, президент Молдавии Владимир Воронин удачно перехватил лозунги оппозиции и реализовал первый этап главной мечты оппозиционеров - план партнерства с ЕС. А азербайджанская элита сплотилась после продемонстрированной Алиевым силы. В Азербайджане и в Казахстане власти охотно говорили о перспективах революций в их странах, а государственные СМИ крутили красочные фильмы о "цветных революциях".

Революцию перестали бояться - ей научились противостоять. Убеждая партнеров в США, консультируясь с новыми революционными лидерами, мягко объясняя соседним стратегическим партнерам необходимость диверсифицировать интересы.

В конечном итоге, в каждой из новых потенциальных "оранжевых" столиц вновь вспомнили старую формулу - для революции должны быть предпосылки. Режимы Шеварднадзе и Кучмы рано или поздно взорвали бы общество изнутри. Теперь действующая власть поняла, что главный ключ к эволюционному пути развития лежит у них в кармане - главное точно определить дверь, которую он открывает.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала