- 5-6 декабря в Любляне (Словения) состоится Совещание министров иностранных дел ОБСЕ. Как Вы могли бы охарактеризовать ход идущего в настоящее время реформирования Организации?
- 3а истекший со времени предыдущего СМИД (София, декабрь 2004 г.) год удалось добиться определенного продвижения в плане реформирования ОБСЕ, без чего, по нашему убеждению, ее роль и востребованность будут падать. Приверженцев повышения эффективности ОБСЕ, ее превращения в подлинную межгосударственную организацию, обеспечения большей транспарентности деятельности ее структур и институтов становится больше.
Импульс осознанию партнерами необходимости глубокой трансформации ОБСЕ придали совместные действия стран СНГ, выступивших в 2004 году с Московским заявлением и Астанинским обращением относительно требуемых решительных перемен в сложившейся в последние годы практике работы ОБСЕ, характеризующейся известными тематическим и географическим перекосами.
В соответствии с решениями софийского СМИД была создана «Группа мудрецов» из опытных и авторитетных политиков и дипломатов семи государств-участников. Они разработали концептуальные основы реформы. С российской стороны участие в работе группы приняли послы – вначале Николай Афанасьевский, а затем Владимир Шустов. Представленный в июле этого года итоговый доклад «Группы мудрецов» содержал около 70 практических рекомендаций по переустройству деятельности ОБСЕ, ее адаптации к решению действительно актуальных проблем на евроатлантическом пространстве, к реагированию на новые вызовы и угрозы безопасности. Высоко оцениваем результаты работы группы. Они являются хорошей основой для разработки практических шагов по реформированию Организации. Решения о «запуске» реформы должны быть приняты на люблянском СМИД.
Значительную роль в продвижении реформы ОБСЕ сыграли словенцы, сделавшие ее одним из приоритетов своего председательства. Словения стремится обеспечить весомое, субстантивное наполнение предстоящего СМИД, хотела бы дать реальный старт реформенному процессу. Приветствуем такой подход.
- На каком этапе находится работа по реформированию Организации?
- Важным этапом в формировании консенсуса по реформе ОБСЕ стали межправительственные консультации высокого уровня, состоявшиеся в Вене в сентябре этого года. Большинство их участников, в том числе западные партнеры, высказались в поддержку процесса реформирования, придания ОБСЕ правосубъектности, укрепления роли Постоянного совета, расширения прав Генерального секретаря.
Тем не менее, некоторые страны упорно отстаивают сохранение «гибкости» в работе ОБСЕ, по сути – неподконтрольность ее институтов, прежде всего Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), руководящим межправительственным органам. Они стремятся сохранить нынешнюю сфокусированность Организации на вопросах гуманитарного измерения и мониторинга избирательных процессов.
- Каких конкретных результатов удалось достичь?
- В настоящее время в работе для возможного принятия на СМИД находятся три основных проекта документов по реформе ОБСЕ – «Об укреплении эффективности ОБСЕ» («дорожная карта» реформы на будущий год), «О совершенствовании процессов консультаций и подготовки решений» (о создании трех комитетов Постоянного совета, соответствующих трем измерениям безопасности), обновленные Правила процедуры. К сожалению, нет определенности по другим важным для нас направлениям реформы – относительно разработки Устава и Конвенции о правоспособности ОБСЕ, совершенствования работы БДИПЧ на избирательном треке, укрепления роли Генсекретаря ОБСЕ, совершенствования программно-бюджетного процесса (включая вопросы обеспечения транспарентности внебюджетного финансирования), перехода от «страновых» миссий к тематическим ротационным. Ведем дело к тому, чтобы эти вопросы были максимально отражены в выносимом на СМИД перечне реформенных тем для дальнейшей проработки.
В целом, об успехе люблянского СМИД будем судить в зависимости от того, начнется ли реальное реформирование Организации, и будут ли определены четкие, охватывающие все ключевые проблемы и аспекты деятельности ОБСЕ контуры этой работы на ближайшую перспективу.
- Обсуждаются ли вопросы противодействия современным угрозам и вызовам?
- К СМИД готовится достаточно обширный набор документов, ориентированных на адаптацию политической повестки дня ОБСЕ к современным угрозам и вызовам. В их числе – Концепция безопасности границ и пограничного режима, решения по контейнерной безопасности, о противодействии наркоугрозе, об укреплении правового сотрудничества в уголовных делах, связанных с терроризмом, о противодействии использованию Интернета в террористических целях.
Ha СМИД планируется также выразить поддержку предпринятым Организацией шагам по борьбе с терроризмом – Заявлению министров иностранных дел о международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и решению Постоянного совета о противодействии угрозе радиоактивных источников.
Председательствующие словенцы предложили два проекта решений по «второй корзине» – по экономике и экологии и об управлении миграционными процессами. Наше отношение – положительное.
- Каков российский подход к работе над Политической декларацией ОБСЕ?
- Готовы к конструктивной и гибкой работе. Стержнем Политдекларации СМИД должно стать обновление политических ориентиров и приоритетов Организации, повышение эффективности ее деятельности во всех трех измерениях безопасности. Считаем конструктивным намерение словенцев выделить региональные вопросы из текста Политической декларации в отдельные заявления.
Вместе с тем, решительно возражаем против попыток протащить в Политдекларацию или в отдельные региональные заявления выхваченные из контекста формулировки о так называемых стамбульских обязательствах России по Молдавии и Грузии. Главные обязательства, принятые на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году, относятся к скорейшему введению в силу адаптированного ДОВСЕ, а именно по этому вопросу прогресса со стороны стран НАТО не видно.
- Что можно было бы сказать о финансировании Организации?
- Накануне СМИД, как это и было предписано майским решением Постоянного совета, государствам-участникам ОБСЕ удалось договориться о шкалах взносов на 2005-2007 гг. Это – безусловно позитивный факт, создающий в том числе более благоприятную атмосферу для СМИД.
В решении прописан принципиально важный вопрос о дальнейшем постепенном приближении шкал к принципу платежеспособности, рассчитываемой по методологии ООН, для чего установлена возможность пересмотра в 2008-2010 гг. «потолка» взносов.
Российский взнос по стандартной шкале (финансирование Секретариата и институтов ОБСЕ) в 2005 году сокращается с 9% до 6,62% и далее до 6,50% и 6,00% в 2006 и 2007 гг. соответственно. По миссионной шкале (финансирование полевых присутствий) наш взнос в 2005 году сокращается с 3,72% до 3,41% и далее до 3,09% и 2,50% в 2006 и 2007 гг.
В результате Россия в 2005-2007 гг. заплатит в бюджет ОБСЕ на 6,4 млн евро меньше, чем если бы мы платили по прежним шкалам.
В целом, принятое решение соответствует давно продвигаемому нами принципиальному подходу, согласно которому временные, во многом хаотично сложившиеся схемы, унаследованные от периода, когда ОБСЕ была еще «конференцией» или совещанием (СБСЕ) и на которых еще во многом строится ее работа сегодня, должны быть упорядочены и выстроены так, как это делается в других межгосударственных объединениях. С точки зрения перевода работы ОБСЕ на основу ясных, объективно обоснованных и единых для всех участников правил решение по новым шкалам взносов представляет собой важный шаг вперед в деле общего реформирования ОБСЕ на пути превращения ее в полноценную международную организацию.
- Какие еще вопросы находятся в повестке дня?
- Поддерживаем предложение Белоруссии о принятии в Любляне министерского заявления, посвященного 20-й годовщине Чернобыльской аварии.