Евгений Пахомов
ИСЛАМАБАД, 2 дек - РИА Новости. Центр города Балакот напоминает любой другой пакистанский город - оживленные улицы, сутолока на перекрестках, гудят автомобили, громко зазывает прохожих продавец еды с тележкой, уставленной котлами с бобовой похлебкой. Только не слышно восточной музыки из окон и нет торговцев, обычно сидящих у своих лавочек на первых этажах домов. В Балакоте вообще нет домов - город был практически полностью снесен землетрясением 8 октября. И горожане, те, кто уцелел и не смог перебраться в другое место, теперь поселились в палатках, разбитых прямо на развалинах.
Однако Балакот жив. Особенно главные улицы - по ним идет постоянный поток машин: грузовики с гуманитарной помощью, легковые автомобили, военные джипы и микроавтобусы. А еще постоянно идут люди - в центре раздают гуманитарную помощь, поэтому все уцелевшие спешат сюда. Здесь не прекращаются работы по расчистке завалов. Вот группа военных перекрывает улицу, чтобы к развалинам смогла подойти техника. Судя по форме, работают военно-инженерные подразделения.
Но горожане без особого оптимизма смотрят в будущее. "Здесь расчищать надо несколько лет, - говорит Зульфикар, торговец из Балакота. - Приезжали тут из правительства, говорят, будут строить новый город. А сейчас, мол, уходите с гор вниз, где теплее. А куда мы пойдем? Мы останемся". Он сам живет в палатке на развалинах своего магазина. "Сейчас оттуда все идут к нам. Палаток все больше - холода начинаются", - он показывает рукой на горные вершины вокруг.
Балакот стоит на берегу реки Кунар в красивейшем месте гималайских предгорий. Окрестные склоны покрыты соснами и гималайским кедрами. Синее небо и синяя по горному быстрая река. Вдали видны снежные пики Больших Гималаев. Теперь частью местного пейзажа стали также палаточные городки, окружившие Балакот со всех сторон.
С холмов, куда поднимается автобус с журналистами, хорошо видны огороженные палаточные поселения, выросшие вдоль гор. Наша цель - лагерь "Гхари Хабибулла", построенный Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).
"Это был один из первых лагерей в пострадавшей зоне. Он открылся 14 октября, через неделю после землетрясения", - говорит Асиф Шахзад, сотрудник представительства УВКБ ООН в Пакистане. "Сегодня в лагере живут 563 семьи, почти три тысячи человек, здесь 599 палаток", - объясняет Шахзад.
Порядок на территории лагеря поддерживают военные. И выглядит он тоже вполне по военному - ровные ряды палаток с надписью UNHCR (УВКБ ООН), отдельно - баки с водой, палатка-школа и медицинская палатка. В стороне оборудована общая кухня, рядом специальный навес, где женщины готовят лепешки "чапати".
Завидев фотокамеру, женщины прячут лица под платком, многие отворачиваются. Однако мужчины соглашаются отвечать на вопросы. "Я здесь с начала месяца. Раньше жили в деревне вон там, - житель лагеря Валихан кивает головой в сторону гор. - Хвала Аллаху, в моей семье все выжили, но в доме там больше жить было нельзя, развалился. Теперь перебрались сюда".
Это тот самый палаточный лагерь, который на днях посетила голливудская кинозвезда Анджелина Джоли в сопровождении Брэда Питта. "Расхитительница гробниц" с 2001 года выступает в роли посла доброй воли УВКБ ООН и ездит с подобными миссиями по всему миру.
Никто из жителей палаточного городка, с которыми удалось поговорить, не видел ни одного фильма с участием Анджелины Джоли. Пакистанские каналы не показывают приключения "Лары Крофт", как и вообще современные голливудские блокбастеры - права на показ для них слишком дороги. По той же причине эти фильмы не увидеть в кинотеатрах. А видеомагнитофон в здешних горах пока экзотика. Но в этом и окрестных лагерях только и разговоров, что о Джоли. Все знают, что она - "звезда" и хочет им помочь.
После визита в лагерь Джоли призвала мировое сообщество ускорить помощь Пакистану. На международной донорской конференции, прошедшей 19 ноября в Исламабаде, Пакистану была обещана помощь в размере $5,8 миллиарда. Но пока средства поступают медленно. ООН предупреждает, что средств на поддержание гуманитарной операции не достаточно.
"Главное - пересидеть зиму. Уже сейчас по ночам холодно, а к середине декабря будет настоящая зима", - говорит майор Салман, представитель военного контингента из лагеря Бассиан.
Балакот, вокруг которого стоят палаточные поселения, расположен в низине, хотя температура редко опускается ниже нуля, зимой здесь постоянно пять-шесть градусов. При этом обогреватели и печки в палатках запрещены - чтобы не было пожара. "Горцы к холодам привычные, но все равно условия очень тяжелые, особенно для детей", - говорит он.
Холода уже стали причиной резкого роста числа заболеваний пневмонией. На этой неделе в пострадавшей зоне умерло несколько человек.
По словам майора Салмана, в Бассиане живут 2 тысячи 829 человек из 55 деревень и поселков. "Принимаем всех. Приходят люди, мы заполняем документы, затем направляем на осмотр врача, и - живите". Обеспечением беженцев занимаются гуманитарные организации, медицинскую помощь оказывают кубинские врачи, военные поддерживают порядок, патрулируют территорию лагеря, не пускают посторонних. "Полагаю, большинство пересидит зиму, а потом вернется обратно в деревни - восстанавливаться", - говорит майор.
"Это так, главное - пережить зиму, первый снег в горах уже выпадал", - говорит 58-летний Нурани. Они и его семья сидят в палатке, надев на себя всю одежду. В семье Нурани девять человек, они пришли месяц назад из деревни Нази, которой больше нет. У Нурани во время землетрясения погибла дочь и трое племянников. Условиями в лагере он доволен: "Кормят здесь нормально. Но когда кончится зима, будем уходить. Я крестьянин, там у меня земля".
Здесь разве только дети не озабочены приходом холодов: у них другие проблемы. Вот девочка вышла из палатки с большим гребнем - причесаться. Женщины здесь кутаются в платки и только у девочек можно увидеть роскошные черные волосы кашмирской горянки. Мальчишки устроили чехарду прямо среди могил: у лагеря уже появилось кладбище.
"Немного старых могил, но в основном новые - погибшие при землетрясении, здесь рядом дома были", - объясняет Нурани. На большинстве могил нет имен - вся семья погибла, и хоронили посторонние. Теперь вокруг свежего кладбища растет палаточное поселение. "Главное - пережить зиму", - задумчиво глядя на могилы, повторяет Нурани.