Политический обозреватель РИА «Новости» Александр Юров.
Ситуация с рыболовством в регионе архипелага Шпицберген, после инцидента с траулером «Электрон», так и остается невыясненной до конца. По крайней мере, теоретически подобные инциденты могут повторяться в будущем.
Как водится, у каждой стороны своя правда. Российские рыбаки уверены, что действуют строго по инструкциям, а норвежцы убеждены, что скрупулезно соблюдают неприкосновенность своих владений. Естественно, расходятся и трактовки причин инцидента. Одни говорят, что норвежцы пытаются прибрать к рукам лучшие места для лова рыбы, другие уверены, что виной всему браконьерство. Мол, скандинавы пытаются искоренить этот вид промысла из практики. При этом третьи утверждают, что конфликт между российскими рыбаками и норвежскими береговыми службами никакого отношения к рыболовству не имеет. Виной всему углеводородное сырье, которым весьма богаты полярные широты. Газ и нефть куда дороже рыбы, а значит, пока не началась активная разработка этих месторождений, норвежская и российская стороны пытаются загодя обозначить свои интересы и сферы влияния.
Любопытно, что у сторонников каждой из этих версий есть свои неопровержимые аргументы. Рыбаки ссылаются на «Сборник законодательных и нормативных актов в области рыболовства в водах Норвегии, Фарер и района действия конвенции СВА» (Конвенция о рыболовстве в Северо-Восточной Атлантике распространяется на Шпицберген и остров Медвежий). В нем даны четкие инструкции российским капитанам: «Норвежский декрет предписывает всем судам в зоне Шпицбергена направлять на радио Ис-Фьорда (Норвегия) информацию, аналогичную информации при работе в норвежской экономической зоне». Однако тут же есть добавление: «Российские власти категорически запрещают капитанам российских судов выполнять это предписание». Эта приписка фактически загоняет рыбаков в конфликтную ситуацию. Впрочем, и у этой фразы есть объяснение. В 70-е годы Норвегия в одностороннем порядке установила 200-мильную рыбоохранную зону вокруг архипелага Шпицберген. Россия, как раньше СССР, до сих пор не признает правомерность осуществления норвежцами какой-либо юрисдикции в этом районе.
Есть своя правда и у рыбоохранных органов. По официальным сведениям Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО), перелов в районе Шпицбергена достигает 100% от объемов заявленной легальной добычи. Правда, даже при столь интенсивном освоении биоресурсов институт оценивает запасы рыбы как сносные. Впрочем, проблемы экологии и сохранения жизни на земле весьма неоднозначны. И зачастую точка зрения человека во многом зависит от традиций той или иной страны и пропаганды. Тем не менее, в данном случае связь с экономикой просматривается. По крайней мере, сразу после того, как Норвегия начала борьбу за сохранность биоресурсов, объемы российских поставок рыбы в Норвегию сократились почти в три раза по сравнению с 90-ми годами. Власти этой страны могут испытывать беспокойство на этот счет.
Тем не менее, эти две версии не могут в полной мере объяснить того накала страстей, который еще недавно кипел вокруг бегства небольшого рыболовецкого судна с норвежскими служащими из гавани на Шпицбергене в родной порт. Эта история лишь очередной раз высветила проблему, которая давно существует в российско-норвежских отношениях. Она существует годами, и очевидно, какое-то время еще будет омрачать отношения двух стран.
На сегодняшний день разграничения вод и шельфа Баренцева моря до конца не проведено. Благодаря взаимным уступкам и компромиссам после 30 лет дипломатических переговоров в сфере дискуссии осталось около 3% спорной площади. Кроме того, существует разное понимание международного Договора о Шпицбергене от 1920 года. В Осло считают, что Россия не имеет особого положения на архипелаге, несмотря на то, что договор обеспечивает равенство всем участникам в их научно-исследовательской и хозяйственной деятельности, в том числе и России. Россия также недовольна – введенной норвежскими властями в одностороннем порядке 200-мильной рыбоохранной (экономической) зоной вокруг архипелага Шпицберген.
Российские рыбаки уверены, что возможная потеря этого региона серьезно отразится на экономике отрасли. По статистике последних 5 лет, среднегодовой удельный вес российского вылова донных видов рыбы в этом районе составляет около 1/4 всей нашей рыбодобычи. Впрочем, в прежние годы обычно удавалось находить решения по всем проблемным вопросам посредством диалога. Однако на этот раз конфликт разгорелся с неожиданной силой.
Несколько столетий принадлежность Шпицбергена никого особенно не волновала. В конце XVIII - первой половине XIX века у западного побережья Шпицбергена норвежцы и немцы вели активный промысел китов. У восточного побережья одновременно промышляли российские поморы. Однако к началу ХХ века запасы биоресурсов подошли к концу, и рыбаки из этого края ушли. Земля осталась замерзать в Заполярье ничейной. И только к 20-м годам ХХ века у ближайших к архипелагу держав проснулся интерес к Шпицбергену. Виной всему стали запасы углеводородов (угля). Пользуясь правом, полученным договором от 20-го года, Россия начала активно строить на архипелаге шахты. Впрочем, к середине 90-х к этому виду топливо и у нас интерес пропал.
Зато проснулся интерес к этому краю у норвежцев. В районе Баренцева моря начато успешное освоение нефтегазовых ресурсов, в частности, построен подводный газопровод к месторождению «Белоснежка» напротив норвежского города Киркенес. Естественно, Норвегия одновременно начала укреплять и расширять здесь свой суверенитет. Власти этой страны сейчас проводят четкую линию по введению ограничительных экологических норм, жестких правил рыболовства и других мер по управлению арктическими территориями. В целом же «свобода рук» российских рыбаков теперь заметно ограничена.
Впрочем, ситуация небезнадежна и вполне может быть разрешена к обоюдному удовольствию сторон. Россия и Норвегия стоят на пороге крупномасштабного сотрудничества в нефтегазовой отрасли. Не за горами начало разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения, находящегося в российской части Баренцева моря. По этой причине с неким опозданием проснулся интерес и у России к спорным территориям в Баренцевом море. Обеспечение беспрепятственного прохода танкеров, груженных сжиженным газом, становится одной из насущных проблем для страны. А значит, на повестке дня сейчас стоит проблема значительно больших денег, чем все возможные прибыли от вылова рыбы в холодных северных водах. Любопытно, что к участию в новом нефтегазовом проекте уже приглашены две норвежские энергетические компании «Статойл» и «Гидро». Вероятно, возможны и другие подвижки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции