Политический обозреватель РИА «Новости» Андрей Кисляков.
Несмотря на 30-кратное превышение размеров финансирования американской космонавтики по сравнению с российской, именно отечественные космические аппараты и русские космонавты имеют все шансы на сей раз первыми добраться до Луны и, может быть, и до Марса.
Самое парадоксальное заключается в том, что свои денежные затруднения американцы связывают с космической транспортной системой, на которую уже давно работает пол НАСА и его бюджетного управления.
По сообщению авторитетной The Washington Post от 24 ноября, выдвинутая американским президентом программа исследования космоса сталкивается с серьезными финансовыми проблемами. Предусмотренного бюджета не хватает, прежде всего, из-за перерасхода средств на модернизацию кораблей системы «Спейс Шаттл» и поиск причин катастрофы «Колумбии» 1 февраля 2003 года. Сообщается также, что рассматривается возможность вообще отказаться от шаттлов и сэкономить средства для лунно-марсианских полетов.
Однако вряд ли такой шаг покроет наметившийся дефицит бюджета НАСА, который в пиковое для подготовки межпланетных экспедиций время с 2006 по 2010 годы может достигнуть 6 млрд. долларов. Только дополнительные вливания позволят Агентству разработать и построить к 2012 г. пилотируемый космический корабль нового поколения, без которого немыслим полет на Луну, запланированный президентом Бушем к 2020 году. Но пока Белый дом наотрез отказывается от новых затрат на космос.
Таким образом, может показаться, что американская космонавтика по существу стала заложником одной из собственных программ, точнее, огромных средств, затраченных на ее реализацию.
Но, скорее всего, не шаттл, который, откровенно говоря, может еще летать и летать и не избыток-перерасход средств тормозят осуществление американских грандиозных замыслов в области космоса. Думается, что именно сама грандиозность не позволяют НАСА сфокусироваться на конкретных направлениях и, следовательно, осознать реально необходимые для каждого из них материальные затраты.
Между тем, несмотря на явное отставание в темпах финансирования, российские технологии позволяют осуществить высадку космонавтов на поверхность Луны уже через 7- 9 лет при общих затратах в пределах 2 млрд. долл. «Мы могли бы осуществить высадку, - заявил в конце ноября президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» Николай Севастьянов, - уже к 2012-2014 году, используя технологию кораблей типа «Союз». Если бы у нас была принята программа в пределах 2 млрд. долл., мы могли бы высадиться на Луну за три экспедиции».
В Корпорации предполагают, что сначала надо просто облететь Луну, затем осуществить переход на круговую орбиту с посадкой лунного модуля, и только затем произвести высадку человека. Причем, глава «Энергии» подчеркнул, что «полет на луну сегодня может быть профинансирован только государством, но пока такая задача не ставится».
Но, если возникнет необходимость, то и первый старт уже нового российского космического многоразового корабля «Клипер» запланирован на 2012 год. «Первый штатный пуск мы планируем осуществить в 2012 году, а как основную транспортную систему – ввести с 2015 года. «Клипер» позволит доставлять в космос и возвращать от 500 кг до 1,5 т грузов. Там могут находиться 6 человек: два профессиональных космонавта и четыре непрофессиональных», - отметил Севастьянов.
Что касается пилотируемого полета на Марс, то, по мнению руководителя РКК «Энергия», это должен быть международный проект. Да и сами космические программы обеих стран диктуют неоспоримую логику развития событий – тесная кооперация при решении глобальных проблем исследования Вселенной.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции