Похоже, германскому покаянию в отношении евреев есть предел – это 1 января 2006 года. Как пишет The Times, Германия планирует в следующем году ввести ограничения на въезд российских евреев, т.е. кардинально меняет свою политику, которая позволила создать в Германии одну из самых больших и быстрорастущих еврейских общин в Европе. Инициаторы новых правил считают, что ограничения на въезд российских евреев позволят сэкономить немалые деньги. Кроме того, существуют опасения, что появление слишком большой еврейской общины может вызвать в германском обществе рост антисемитских настроений.
По новым законам российским евреям в возрасте старше 45 лет не будет позволено приехать в Германию на постоянное жительство. То же самое относится и к тем, кто живет на пособие по безработице или социальное пособие. Будущие эмигранты должны будут предоставить специальный сертификат, выданный русской еврейской общиной, подтверждающий их национальность. "Германия будет приглашать к себе только богатых и молодых евреев", - сказал представитель берлинской еврейской общины в интервью газете Berliner Zeitung.
Нет ничего проще, чем бросить в немцев камень, однако, стоит для начала разобраться в ситуации. Во-первых, германские власти действуют в данном случае в полном взаимодействии с еврейской общиной в Германии, так что, если и есть конфликт, то по одну сторону баррикад оказываются немцы и немецкие евреи, а по другую - евреи из России. Во-вторых, следует признать, что, искупая свои прошлые грехи, Германия в течение полувека делала для евреев все, что могла: двери в страну для еврейской иммиграции были открыты настежь, а социальные пособия прибывающим были весьма высоки. Как замечают знатоки, для переселенца-еврея условия создавались значительно лучшие, чем для немца-репатрианта. Не стоит забывать и о том, что в течение долгих лет для политической элиты Германии на любое критическое слово в адрес евреев или Израиля было наложено строжайшее табу. К тому же, СССР уже давно канул в небытие, а поток переселенцев-евреев из России, хотя здесь и существует статистическая путаница (в том числе и в самой еврейской среде), явно пересох. А это означает реально лишь одно: евреям в сегодняшней России не так уж и плохо.
Наконец, и «опасения, что появление слишком большой еврейской общины может вызвать в германском обществе рост антисемитских настроений», к сожалению, не лишены оснований. Если есть проблема мусульманской иммиграции, как показали события во Франции, то почему не быть и еврейской проблеме. В конце концов, все должно иметь свои разумные рамки. Именно поэтому германские власти и еврейская община в Германии в данном случае и оказались рядом. Более того, основной удар критиков нового иммиграционного правила направлен против Председателя Центрального совета евреев в Германии Пауля Шпигеля, которого некоторые в России, сейчас обвиняют в том, что он вообще не имеет о проблемах иммиграции никакого понятия - "потому что он западный еврей". Что, положим, не удивительно. Противостояние западных и восточных евреев даже в рамках единого сионистского течения - история стародавняя.
Впрочем, если задуматься, то в самом нелепом положении в связи с новыми иммиграционными правилами оказываются американцы, которые до сих пор не удосужились отменить в отношении России дискриминационную поправку Джексона-Веника, которая с 1974 года являлась экономическим средством давления на СССР, чтобы тот открыл свои двери для еврейской эмиграции на Запад. Битвы по этому поводу велись и в Хельсинки на общеевропейском совещании, где на Кремль Леонида Брежнева всячески давили, упирая на нарушение прав человека. Теперь ситуация просто парадоксальная. СССР больше нет. Запрета на выезд евреев из России нет. Это Германия, наоборот, ограничивает въезд российских евреев, а американские парламентарии под различными меркантильными предлогами так и не отменили поправку Джексона-Веника.
Одно время предлогом для сохранения поправки были даже санитарные ограничения, которые ввела Москва на импорт американских куриных окорочков – «ножек Буша», как их называют русские. Подобная политика вызвала обиду даже у старых советских диссидентов. Как заметил не без горькой иронии бывший узник советских лагерей, а ныне известный израильский политик Натан Щаранский, «он сидел в свое время в лагерях не из-за «ножек Буша». Впрочем, нелепость политики американского конгресса, которая в одну кучу смешала судьбу русских евреев и куриные окорочка, сам официальный Вашингтон, похоже, смущает мало.
Поправка Джексона-Веника, которая когда-то была принята лишь «временно», еще раз доказывает верность старого закона о том, что нет ничего более долговечного, чем «временные меры».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции