Интервью взяла спецкорр. РИА Новости Ирина Чумакова
- Какие темы будут в центре внимания нынешнего заседания министров иностранных дел? Планируется ли принятие каких-либо документов?
Повестка дня предстоящего заседания Совета министров иностранных дел Организации Договора о коллективной безопасности (СМИД ОДКБ) довольно насыщена. Планируется, что вначале министры в узком составе обсудят ряд ключевых вопросов, таких, как развитие военно-политической обстановки в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих регионах, вопросы дальнейшего углубления внешнеполитической интеграции, а также дальнейшего становления взаимодействия ОДКБ с ООН, ОБСЕ, ШОС и другими региональными организациями, действующими в сфере безопасности. Речь, в первую очередь, пойдет о взаимодействии в сфере борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.
В центре внимания, разумеется, будут вопросы влияния ситуации в Афганистане на обстановку в зоне действия ОДКБ. Не секрет, что ситуация в Афганистане пока далека от нормализации, и территория этой страны продолжает оставаться источником как террористической, так и наркоугрозы, причем не только для государств-членов ОДКБ. С учетом значимости этого фактора для ОДКБ, принято решение создать при СМИД ОДКБ Рабочую группу по Афганистану. На предстоящем заседании СМИД планируется подписание соответствующих документов о создании такой группы и утверждение ее состава. Цель – в повышении эффективности в вопросах постконфликтного обустройства Афганистана. Это будет касаться реабилитации экономики Афганистана, помощи в подготовке кадров для страны, а также создания пояса безопасности вокруг Афганистана.
Кроме того, министры рассмотрят вопрос создания миротворческого механизма в рамках ОДКБ. Мы придаем созданию такого механизма исключительно важное значение. Считаем, что это существенно расширит возможности Организации в деле обеспечения международного мира и безопасности.
- Каковы основные приоритеты деятельности Организации на сегодня? Какое значение Россия придает участию в ОДКБ?
Приоритеты деятельности Организации остаются те же, что и при создании ОДКБ. Их суть заключается в создании эффективной системы региональной безопасности, способной своевременно и адекватно давать ответ на любые вызовы и угрозы безопасности входящих в ОДКБ государств. Организация должна рассматриваться как звено глобальной системы безопасности. В настоящее время, по понятным причинам, серьезный акцент делается на борьбу с угрозой терроризма, наркоугрозу. Ежегодно проводятся учения Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности, антинаркотические операции «Канал». В той или иной форме в них принимают участие и некоторые соседние государства, не входящие в ОДКБ – Иран, Пакистан, Индия, Азербайджан и др.
Мы продолжаем уделять серьезное внимание военной составляющей в рамках ОДКБ, созданию единого оборонного пространства, развиваем военно-техническое сотрудничество, осуществляем подготовку кадров. В ОДКБ созданы необходимые механизмы для успешной интеграции оборонно-промышленных комплексов входящих в Организацию государств. Многие из практических вопросов этой деятельности будут рассматриваться 29-30 ноября с.г. на заседаниях Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности нашей организации. Ну и естественно, еще одна цель – обеспечение тесной внешнеполитической координации государств-членов по всем вопросам, затрагивающим их национальные интересы.
- Генеральный секретарь ОДКБ заявил недавно, что территория России «все больше используется для переправки нелегальных мигрантов». Какие конкретные меры рассматриваются в рамках этой организации или для изменения ситуации?
Хочу сразу четко обозначить, что противодействие новым вызовам и угрозам, в т.ч. и незаконной миграции, осуществляется в разных форматах. ОДКБ на данном этапе вопросами борьбы с незаконной миграцией не занимается. Мы считаем, что было бы гораздо более правильным использовать тот потенциал в сфере борьбы с незаконной миграцией, который на настоящий момент наработан в формате СНГ, тем более, что незаконная миграция - это общая проблема для всех государств-участников СНГ. При этом не исключено, что в перспективе в процессе своего дальнейшего развития ОДКБ займется вопросами борьбы с незаконной миграцией. Пока же вопрос стоит так, что заинтересованные министерства и ведомства государств-членов ОДКБ координируют свою деятельность при решении вопросов борьбы с незаконной миграцией в формате СНГ.
- Начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Ю.Балуевский заявил недавно, что НАТО «упорно не замечает наличия» ОДКБ и не спешит сотрудничать с Организацией. В этой связи, могли бы Вы прокомментировать, как складывается диалог ОДКБ с Североатлантическим альянсом? Есть ли необходимость в таком взаимодействии?
Действительно, пока у нас нет ответа на представленные Североатлантическому альянсу предложения относительно налаживания диалога и конструктивного взаимодействия между ОДКБ и НАТО. Очевидно, что в НАТО пока еще превалирует мнение тех государств, которые хотели бы сделать вид, что не замечают ОДКБ. Вместе с тем, и мы это хорошо знаем, ситуация внутри Альянса достаточно подвижная. Целая группа стран проявляет серьезный интерес к ОДКБ. В столицах этих стран уже раздумывают над тем, какие совместные проекты, в т.ч. в борьбе с новыми вызовами и угрозами, могли бы оказаться продуктивными и для ОДКБ и для НАТО. От себя могу сказать, как бы в НАТО кто-то не хотел закрывать глаза на ОДКБ и его роль в региональных делах, вопрос уже предрешен. ОДКБ – это реальность и серьезная реальность, нравится это кому-то или нет. НАТО обозначило Центральную Азию и Закавказье как регион своих интересов. Никто не отрицает, что у НАТО могут быть те или иные интересы в Центральной Азии. При этом хотел бы напомнить нашим партнерам по НАТО, что Центральная Азия и Закавказье являются зоной ответственности ОДКБ. Смысловая разница между зоной интересов и зоной ответственности вполне понятна.
Мы приветствуем стремление НАТО внести свой вклад в борьбу с угрозой терроризма и незаконного оборота наркотиков в Центральной Азии. Считаем при этом, что в Брюсселе должно быть четкое понимание того, что реальный вклад в решение этих проблем НАТО вряд ли сможет внести без тесного взаимодействия с ОДКБ.
- В какой стадии находится вопрос создания единых списков террористических организаций и лиц, подозреваемых в причастности к ним в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС?
Вопрос не простой. Давайте сразу определимся, что нам важнее – промежуточный результат или конечный. Создание единого списка террористических организаций - это большая и сложная задача. Пока такого списка нет даже в ООН. Что касается государств-членов ОДКБ, то, на мой взгляд, создание единого списка террористических организаций, который мог бы быть использован полноценно - это перспективная задача. Сейчас же главной является задача максимального сближения или, если хотите, унификации внутреннего законодательства государств-членов ОДКБ в сфере борьбы с терроризмом. Во многом это касается критериев, по которым те или иные лица или организации могут быть признаны как террористические. Кроме того, необходимо унифицировать внутреннее законодательство наших стран в плане реализации решений судебных или иных органов других государств. Пока российское законодательство предусматривает, что обязательными для Российской Федерации являются решения судебных органов РФ, а также списки, принятые КТК ООН. Словом, работы здесь еще много. Уверен, что Секретариат приложит все силы в интересах консолидированных действий государств-членов Организации на антитеррористическом направлении.