Вячеслав Евгеньевич, новый Лесной кодекс в его последней редакции фактически дает преимущество крупным лесопользователям. Вы неоднократно говорили о том, что именно этот момент считаете положительным. Не изменилась ли Ваша точка зрения по этому поводу?
- Преимущество, о котором Вы говорите, вытекает из принципов распределения лесных угодий в аренду для лесопользования. Так как единственным способом распределения является открытый аукцион, понятно, что на нем выигрывает самый богатый участник, а это крупный лесопользователь. Есть множество причин, по которым я выступаю за крупных лесопользователей. Они располагают большими средствами и могут брать в аренду большие участки леса на длительное время, что позволяет строить дороги, охранять леса от браконьеров, восстанавливать, бороться с пожарами.
Что будет в случае принятия нового варианта Лесного кодекса с многочисленными мелкими предпринимателями в лесных районах, где кроме заготовки леса, нет никакой другой работы?
- Мелкий лесопользователь – это, как правило, небольшие клочки леса на короткий промежуток времени. Он выхватывает лучшее, бросает все остальное, поэтому в лесу у нас сегодня, мягко говоря, беспорядок. Российский лес представляет сегодня лоскутное одеяло, никакой системы в лесопользовании нет. Мелкий лесопользователь не имеет средств, чтобы построить крупные лесоперерабатывающие предприятия, поэтому он в основном торгует "круглым лесом". В результате – эффективность использования лесных богатств в десятки раз ниже в России, чем, например, в Финляндии. Очевидно, что в условиях рыночной экономики преимущество должно быть отдано крупным лесопользователям. Это не исключает и не выдавливает небольшие бригады лесников, которые работают сегодня в лесу. Они могут идти на подряд к крупным, заготавливать лес и поставлять тем, кто будет его перерабатывать. Важно делать это открыто, легально, честно, осуществляя необходимые платежи и за лесопользование, и в виде налогов.
Техническая отсталость лесозаготовительных и лесоперерабатывающих отраслей России делает их неконкурентоспособными по сравнению, например, со скандинавскими коллегами. Как преодолеть отставание, и что в этом плане должно сделать правительство РФ, что – региональные власти, а что – сами предприятия?
- Необходимо, чтобы в лес приходил крупный лесопользователь. Вот мы только что подписали соглашение с Банком Москвы о строительстве в Вологодской области крупного лесоперерабатывающего предприятия с объемом инвестиций 500 миллионов евро. Мелкий лесопользователь такого себе позволить не может. Нужна концентрация производства, объединение капитала, строительство современных предприятий и более глубокая переработка леса.
Как вы относитесь к введению долгосрочной аренды на лесные участки (49 и 99 лет) с последующей передачей их в собственность, что закрепляется новым Лесным Кодексом?
- Это правильное решение, потому что именно тот, кто владеет лесом долго, относится к нему рачительно, а мелкие бригады берут участок на сезон – вырубили и сбежали. Лесопользователь, берущий в долгосрочную аренду участок, понимает, что, для того чтобы вырос спелый лес, требуется 100 лет. Долгосрочная аренда дает возможность восстанавливать лесные ресурсы, заниматься лесными посадками, уходом за лесом, промежуточными рубками.
Не станет ли введение частной собственности на лес автоматическим замком для тех россиян, что проживают рядом с этими участками, любят ходить в лес за грибами и ягодами?
- Страхи, которые нагнетают вокруг этого, не обоснованы. По правилам, пользоваться лесом можно. Когда лес берется в долгосрочную аренду, то в договоре пишется о том, что интересы местного населения должны соблюдаться: население имеет право в лесах собирать ягоды, грибы, охотиться, отдыхать. Естественно, это должно происходить с соблюдение всех правил – нельзя вылавливать рыбу и отстреливать зверя больше положенного, а также использовать варварские способы сбора ягод и грибов.
Какой должна быть роль государства в управлении лесами?
- Государство должно участвовать в регулировании лесных отношений. Оно должно заниматься нормотворчеством и осуществлять надзор за тем, как эти законы, исполняются.
Будет ли новый Лесной кодекс, на ваш взгляд, способствовать увеличению иностранных инвестиций в нашу лесную отрасль?
- Безусловно. Сегодня существующий Лесной кодекс как шлагбаум, который закрывает дорогу крупным, в том числе иностранным инвесторам в наше лесное хозяйство. Я считаю, что этот шлагбаум пора поднять, приняв новый кодекс.