Кажется, никто так не стремится в ЕС, как Турция. И хотя сомневающаяся Европа процесс тормозит - чего стоит один список из 150 требований Еврокомиссии к Анкаре, за стол переговоров с турками европейцы уже сели, так что, пусть и медленно, но процесс пошел. Возможно, известные события во Франции, европейцев образумят (по мнению экспертов, на предстоящем в середине декабря саммите ЕС «турецкий вопрос» станет самым острым), если же нет, то турецкий мост – нечто похожее на звездные врата из одного мира в другой – откроется. И, видимо, уже не закроется никогда. Затрагивает ли это Россию? Конечно. Турция это не только «Голубой поток». Все гораздо сложнее.
Зачем Турции вступать в ЕС ясно и младенцу: полная свобода проникновения на сытый континент, а значит, автоматическое решение множества внутренних проблем. Скажем, новые рабочие места – решение вопроса безработицы в Турции за счет увеличения безработицы в ряде европейских стран. Мощные и долговременные финансовые вливания в отсталую (по сравнению, конечно, с Европой) страну. Наконец, мусульманская конкиста заповедника христианства, о чем мечтало не одно поколение турок. Главное в штурме замка, как известно, это пробить в стене брешь.
Кстати, в этих крамольных мыслях я не одинок. Бывший французский президент Валери Жискар д'Эстен, идеолог Евроконституции, предупредил своих соотечественников об опасностях, связанных со вступлением Турции примерно в тех же словах: "Она находится вне Европы, граничит с Ираком. К тому же эта бедная страна с невероятным демографическим потенциалом потребует массированных финансовых вливаний со стороны ЕС". Для экс-президента Франции "присоединение Турции к ЕС будет равносильно концу Европы". Думаю, что как раз в этом месте бывший президент кое-что не договорил, связанный по рукам и ногам политкорректностью. Конца Европы, естественно, не случится, ни в случае роста на континенте безработицы, ни в случае дополнительной, даже очень серьезной, финансовой нагрузки. Христианская Европа погибнет в результате массового наплыва мусульман – вот, что скрывается за фигурой умолчания. Впрочем, не только Валери Жискар д'Эстен, но и масса европейцев решительно этого не желает. Согласно опросам общественного мнения, скажем, 80% австрийцев против того, чтобы мусульманская страна вступала в "христианский клуб". Кстати, именно австрийцы, как никто другой в Европе, знают турок, поскольку тесно общаются с ними еще со времен хитроумного лиса Меттерниха. Но и тот, постоянно используя в своих интригах турецкий фактор, насколько мне помнится, никогда не планировал присоединять Турцию к Австрии.
Говорят, в ходе интервью с президентом Путиным голландские журналисты упорно добивались от него ответа, когда Россия вступит в ЕС? Когда же в кремлевских кулуарах их спросили, почему для них это так важно, был получен неожиданный, но красноречивый ответ: «Вот-вот в ЕС вступит Турция. Нам в этой ситуации нужен хоть какой-то баланс». Похоже, события во Франции напугали Европу больше, чем взрывы в Лондоне и Мадриде. Почему?
Наше мусульманство и православие прошли вместе огромный исторический путь, пусть и не без проблем, но уже давно притерлись друг к другу. Если и возникают конфликты, как, например, на Кавказе, то виной тому оказывается уж точно не наш доморощенный ислам. Другое дело - ислам фундаменталистский, агрессивный, пришедший на территорию России извне и отнюдь не с мирными целями. С таким исламом российское мусульманство борется и само, так же, как и все наши граждане, неся здесь свои потери.
Европа - другое дело. Здесь, если не считать оккупированных ранее турками европейских земель, двери перед мусульманами открылись относительно недавно. Ислам пришел в современную Европу вместе с эмиграционной волной из Алжира, Марокко и т.д. Кое-кого в силу необходимости вывезли из Африки сами европейцы, как это было с французами – оставлять дома «офранцуженных» алжирцев означало обрекать их на верную смерть. Кто-то прибыл в Европу легально из Морокко – вывозить мусор на свалки самостоятельно европейцы не захотели. Но уже через несколько лет поток уже нелегальной эмиграции перешел все разумные пределы. Европейцы проявили толерантность, однако, даже ею не заменишь многовековой русский опыт общения разных конфессий и цивилизаций. В результате и процесс ассимиляции новичков проходит трудно, и западная терпимость подвергается тяжелейшим испытаниям. Пришельцы не растворяются, а группируются, дружно выступая против местной власти.
К тому же и ассимиляция носит, как правило, лишь поверхностный характер. Вспомним взрывы в Лондоне и то удивление, что испытали англичане, когда выяснили, что террористами оказались их соседи - люди вроде бы вполне вписавшиеся в британские реалии. Не сомневаюсь, что и Европа способна наладить нормальные отношения с мусульманами, но на это потребуется время – целые поколения, поэтому открывать двери в чужой мир настежь, мягко говоря, неосмотрительно.
Если говорить о Турции, то в данном случае есть и конкретные причины для тревоги. Нет спора, г-н Эрдоган - вполне приемлемый для цивилизованных соседей политический лидер, но, к сожалению, он у власти не вечен. Вспомним, как в одночасье все изменилось в Иране, когда в практически светское государство во главе с шахом Реза Пехлеви вернулся из ссылки айатолла Хомейни?
Для многих в мире не снят с повестки дня и вопрос об армянском геноциде. Немцы Холокост, как известно, признали и испытывают стыд за деяния своих предков. Турки, напротив, отказываются признать сам факт резни. Это, естественно, настораживает. Кстати, турки резали в прошлом не одних армян, но и греков, болгар, сербов и многих других европейцев. Так что, на самом деле вопрос не один, их десятки. Широкую известность в XIX веке приобрела, например, трагедия, произошедшая в Филиппополе, где турки вырезали 12 тысяч болгар, в том числе стариков, женщин и детей. Факт этот полностью подтвердился в ходе расследования, проведенного секретарем английского посольства в Константинополе г-ном Берингом. Трагедия вызвала тогда бурную реакцию в Лондоне. Лидер партии вигов Гладстон даже выпустил по этому поводу брошюру, озаглавленную «Болгарские ужасы и Восточный вопрос», где доказывал необходимость освобождения от турецкого ига Болгарии, Боснии и Герцеговины. «Это, - писал он, - единственное удовлетворение, которое можно еще дать памяти груде убиенных, поруганной и посрамленной цивилизации, законам Бога и - если угодно – Аллаха, наконец, нравственному разуму человечества».
Для бюрократов из Еврокомиссии все это события давнишние, а вот для армян – нет. Члены комиссии учитывают лишь то, что случилось недавно. Но и здесь есть, что вспомнить. Например, захват турками северного Кипра. Логика бюрократа проста: надо же когда-нибудь начинать жизнь с белого листа. Оставить прошлое в прошлом соблазнительно, но, как доказывает жизнь, невозможно: оно все равно настигает настоящее и определяет будущее.
Я уже не говорю о том, что, если 25 членов ЕС – чистокровные европейцы - не могут договориться между собой ни о конституции, ни о бюджете, то, как они собираются договариваться, когда в дискуссию вступит такой инородный член, как Турция?
Зачем вообще союзу нужна эта головная боль? Думается, что над ЕС довлеет инерция: древняя, старая и молодая. «Древняя» – это та, когда все в Европе боролись за Дарданеллы. Считалось: кто владеет проливами, тот и доминирует на континенте. Присоединение Турции, естественно, означает для ЕС обладание проливами. Вот только парусный флот давно затонул, а крылатой ракете все равно, где летать. «Старая» инерция – это инерция времен холодной войны – чем шире антисоветская коалиция, тем лучше. И эта идея истлела, однако, как фантомные боли, все еще тревожит некоторых политиков. Наконец, «молодая» инерция – это идея собирания земель, дабы придать Европе дополнительный вес. Между тем, ЕС и так съел больше, чем позволяет желудок. Политически новые члены, как один, ориентированы на США. А экономически, претендуя на самостоятельность, по советской традиции, рассчитывают не столько на себя, сколько на чужой кошелек. Раньше московский, теперь брюссельский.
В одной сказочной стране - Швамбрании, созданной фантазией писателя Льва Кассиля, ее граждане тоже не знали, радоваться или горевать смелым шагам своих политиков. Отсюда и знаменитая в свое время фраза: «Ура! Ура! – закричали швамбраны и все заплакали».
Или это о Европе?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции