Жанна Зайончковская, директор Центра миграционных исследований.
Ответ на вопрос, сможет ли Россия в дальнейшем без привлечения иммигрантов осваивать огромное пространство Сибири и Дальнего Востока, уже не вызывает сомнений: нет, не сможет. Даже оптимистичный прогноз, составленный ООН, предсказывает, что к 2025 году российское население уменьшится до 138 млн человек. Без иммиграции убыль трудоспособных контингентов может составить почти 20 млн человек. Это настоящий обвал. Поэтому обеспечить экономическое развитие страны, опираясь только на собственные ресурсы рабочей силы, нереально. Даже сегодня, для решения поставленной президентом задачи удвоения ВВП, нам не хватает несколько миллионов работников. В такой ситуации важно не нагнетать страсти против миграции, а признать, что она необходима.
Самый большой миграционный натиск на Россию идет с китайской стороны. Он объясняется огромной разницей демографических потенциалов: китайское население в приграничной зоне во много раз превосходит наше, к тому же, в этой стране велико и число безработных – оно превосходит все население России. Понятно, что Китай ищет любые возможности для того, чтобы избавиться от лишней рабочей силы.
И все же представление о неком ужасном нашествии китайцев на Россию является мифом. Согласно последней переписи населения, китайцев среди россиян - только 35 тысяч. На нас, скорее, психологически воздействует официальная политика Китая - ее концепции, лозунг «идти во вне», существующие там экспансионистские течения. Пока, однако, никакой экспансии нет. Даже учитывая всех (даже торговцев) единовременно присутствующих в нашей стране китайцев, все равно больше чем полмиллиона человек, не насчитаешь. Правда, в азиатской части страны их присутствие – больше, очевиднее.
Однако самую большую демографическую угрозу для Сибири, как и вообще для всей страны, представляют не мигранты, а миграционная политика наших властей. Когда читаешь ее концепцию, то видишь, что после тезиса «нам нужны мигранты» сразу следуют позиции об ужесточении контроля – на границах и в других местах. Это говорит о том, что мы не видим иных (кроме силовых) путей регулирования миграции. Контроль, конечно, нужен, но все же главное – обеспечить приток необходимого количества мигрантов и их интеграцию в российскую жизнь.
В ближайшие два десятилетия для поступательного экономического роста нам понадобится до 800 тысяч миграционного прироста в год. Очень быстрая абсорбция такого количества иммигрантов – трудная задача. Но пора уже не говорить об этом, а что-то делать, а именно - создавать соответствующую инфраструктуру. Сейчас, после того, как президент поставил вопрос о необходимости создания благоприятного климата для мигрантов, наметился поворот к либерализации. Но дело идет крайне медленно. Ситуация может обернуться ростом незаконной миграции.
У людей есть ошибочное представление, что мигрантам будут давать жилье, и этим отвлекать средства от собственного населения. Но мигрантам повсюду в мире, как правило, даром никто ничего не дает. Они сами на все должны заработать. Задача же государства - обеспечить простые правила регистрации и трудового найма, а также позаботиться о фонде дешевого арендного жилья (кстати, муниципалитеты могли бы неплохо зарабатывать на этом).
В чем недостатки нашего иммиграционного законодательства? Сегодня два наших закона – о пребывании иностранцев и о гражданстве – стали серьезным барьером на пути иммигрантов в Россию. Люди должны тратить очень много времени и средств для своего правового оформления на постоянное жительство в России. В результате миграционный прирост у нас сейчас меньше 100 тысяч человек в год – ничтожная величина для такой огромной страны. Если и в дальнейшем миграция будет течь столь маленьким ручейком, то проблемы с рабочей силой не решить.
Я отношусь к оптимистам. Например, я считаю, что агрессивность россиян по отношению к мигрантам преувеличена. Массовый наплыв иммигрантов, особенно если это люди с совершенно другой культурой, не приветствуется нигде. Правда, неприятие «пришлых» у нас сейчас выражено несколько больше, чем в других странах, но российская история показывает, что в итоге все утрясается. Когда Россия построила Транссиб и тем самым закрепила за собой сибирские и дальневосточные земли, в этом регионе уже были китайцы - на границах всегда есть какое-то взаимопроникновение населения. И русские, и аборигенные народы с ними прекрасно уживались.
Надо сказать, что не только китайцы к нам приезжают, но и россияне много ездят в Китай, ведут там свой бизнес, закупают товар. Причем, российский пассажиропоток в полтора раза превышает китайский. Что же касается возможной китайской экспансии, то я согласна с теми, кто считает, что время империй прошло. Территория как таковая не представляет большого интереса. В современном понимании территория - это дороги, трубопроводы, сервис, инфраструктура. Иначе - дикое поле. Но инфраструктурно осваивать территорию – дело чрезвычайно дорогое, не каждый возьмется. Так что, наши сибирские просторы нашими и останутся. А если российская экономика в целом получит дополнительные рабочие руки, так это нам и нужно.
Недавно мне попалась заметка о дефиците работников в Кемеровской области. Там говорилось, что не стоит опасаться приезда китайцев, «если они хорошо работают на наших предприятиях, так пусть работают». Совершенно новая нота! И означает она то, что экономика уже сталкивается с выбором: либо сокращать производство, либо привлекать иммигрантов. Китай, правда, выдвинул требование: если Россия вступит в ВТО, то она должна открыть двери для китайской рабочей силы. Но Россия, со своей стороны, может открывать эти двери ровно настолько, насколько считает нужным.
Бесспорно одно: Экономическая ситуация скоро заставит Россию серьезно бороться за иммигрантов. Глобальный рынок трудовой миграции в первой половине века будет очень конкурентным: за «чужие рабочие руки» с Россией будут соперничать Европейское Сообщество и США. Пока наше государство на этом рынке – аутсайдер.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции