Рейтинг@Mail.ru
24 ноября - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

24 ноября

Читать ria.ru в
- 1632 - родился Бенедикт Спиноза
- 1888 - родился Дэйл Карнеги
- День Благодарения в США

373 года назад (1632) родился Бенедикт(Барух) СПИНОЗА, выдающийся голландский философ

Спиноза родился в Амстердаме, получил богословское образование. Родители готовили его в раввины, но уже в школе у него сформировалось критическое отношение к догматическому толкованию Библии и Талмуда. По окончании школы Спиноза обратился к изучению точных наук, медицины и философии. Критика религиозных постулатов, а также несоблюдение многих религиозных обрядов привели его к разрыву с еврейской общиной Амстердама: совет раввинов применил к Спинозе крайнюю меру - проклятие и отлучение от общины. После этого Спиноза некоторое время преподавал в латинской школе, а затем поселился в деревушке близ Лейдена, добывая себе средства к существованию изготовлением оптических стекол.

Основными произведениями Спинозы являются «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика», «Еврейская грамматика». Главный труд Спинозы - «Этика». В нем философ поставил задачу объяснить все великое многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения, притом объяснить «геометрическим способом», то есть с такой же неумолимой точностью и строгостью, с какой геометрия делает свои выводы о линиях и поверхностях. Надо, писал он, не смеяться и плакать (именно так реагируют люди на свои переживания), а понимать. Ведь геометр в своих рассуждениях совершенно бесстрастен; так же следует относиться и к человеческим страстям, объясняя, как они возникают и исчезают. Таким образом, рационализм Спинозы приводит не к отрицанию эмоций, а к попытке их объяснения. При этом он связывает эмоции с волей, говоря о том, что поглощенность страстями не дает человеку возможности понять причины своего поведения, а потому он не свободен. В то же время отказ от эмоций открывает перед человеком границы его возможностей, показывая, что зависит от его воли, а в чем он не свободен, зависит от сложившихся обстоятельств. Именно это понимание и является истинной свободой, так как освободиться от действия законов природы человек не может. Противопоставляя свободу принуждению, Спиноза дал свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях пределов волевой активности человека. Спиноза выделял три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение (оно есть «не что иное, как самая сущность человека»), радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

День Благодарения в США; отмечается с 1863 года в четвертый четверг ноября

Нет более американского праздника, чем День Благодарения. Сама идея празднования осени и окончания сбора урожая восходит к глубочайшей древности, но у американцев эти дни связаны еще и непосредственно с историей освоения новых земель. 26 декабря 1620 года после двухмесячного плавания к пустынному берегу Америки причалил корабль «Mayflower» («Майский цветок»). Пассажиры - группа англичан-пилигримов, спасавшихся от религиозного преследования на своей родине. Они пустились в столь опасное путешествие в надежде основать в Новом Свете колонию, где они смогли бы, наконец, обрести вожделенную свободу. Берег, на который высадились англичане, позже они назвали Новой Англией, в честь своей покинутой родины. В конце плавания, перед тем как сойти на неизведанную землю, пассажиры корабля подписали документ, известный как «Соглашение на «Мэйфлауре», которому американская историография придает судьбоносное значение как началу конституционного самоуправления, основе американской жизни и проявлению внутренней свободы духа, которую привезли с собой религиозные диссиденты.

Первый год на новом месте оказался очень суровым. Вскоре ударили морозы, и люди стали терпеть голод и лишения. Половина пилигримов тяжело заболела и погибла в ту зиму. А весной оставшиеся в живых завязали дружбу с индейцами, которые научили их выращивать кукурузу и тыкву, ловить диких индюшек, отличать съедобные растения от ядовитых, находить родники с питьевой водой, охотничьи тропы и рыбные места. Свой первый урожай колонисты собрали ранней осенью. В честь него они устроили большой праздник, на который пригласили своих друзей-индейцев. Пиршество затянулось на несколько дней, в течение которого все лакомились жареной индейкой, тыквой и кукурузой. Второе лето на новом месте было не таким удачным, а третье и вовсе выдалось засушливым. Тогда губернатор пилигримов Уильям Брэдфорд назначил день поста и молитв, и вскоре после того пошел дождь. Чтобы отметить это чудесное событие, и был установлен День Благодарения. Долгое время праздник был неофициальным в Новой Англии. Только в 1777 году Континентальный конгресс объявил об официальном национальном праздновании Дня Благодарения в декабре. Джордж Вашингтон в 1789 году провозгласил этот праздник национальным событием и по запросу Конгресса определил дату - 26 ноября, четверг. В его толковании это был День Благодарения американцев своей конституции. Но полностью национальным праздником День   Благодарения стал в 1863 году, во время Гражданской войны, когда президент Авраам Линкольн объявил, что отныне четвертый четверг ноября будет отмечаться как День Благодарения. Окончательный перенос праздника на последний четверг ноября произошел в 1939 году благодаря указу Франклина Рузвельта, которым президент дал гражданам своей страны два лишних дня отдыха.

День Благодарения - семейный праздник, родные и друзья съезжаются со всей страны, чтобы посидеть за общим столом, уставленным традиционным угощением. Это - непременно индейка, сладкий картофель ямс со взбитым цветочным соусом, клюквенный соус, начинка из сухарных кубиков со специями, картошка, бататы, тыквенный пирог и подливка. Если же кто-то остался без праздничного обеда, то его пригласят благотворительные организации. Сам президент найдет время в своем жестком расписании и пойдет в этот день помогать кормить бездомных, бедных и стариков, накладывая им на тарелки щедрые порции. Понятно, что и без его помощи обошлись бы, но это тоже его роль - показывать стране пример благотворительности. Еще одна традиция - торжественная церемония помилования индейки. Более пятидесяти лет назад ее установил Гарри Трумэн. В соответствии с этой традицией хотя бы одна индейка должна избежать участи оказаться на праздничном столе. В виде полушутливо-полусерьезного признания роли индейки, а также роли милосердия американский президент накануне праздника объявляет помилование конкретной индейке, которую вместе с ним показывают по телевидению на лужайке у Белого дома. Президент зачитывает указ и осторожно гладит встревоженную птицу. Позже ее отправляют в зоопарк, где она и живет до старости. На сам День Благодарения устраивают парады. По осенним улицам идет шествие, но, в отличие от европейских карнавалов, над толпой громоздятся не куклы средневековых персонажей, а распираемый горячим воздухом многометровый пес Снуппи, кот Гарфильд, свинья Пигги и прочие персонажи американской истории.

Родился Карло КОЛЛОДИ (1826 - 1890), итальянский журналист, писатель, сочинивший историю Пиноккио

Карло Коллоди (настоящая фамилия Лоренцини) - участник войны за независимость Италии. Писал рассказы, публицистические очерки, комические сценки, автор учебников грамматики и географии. Всемирную известность получила его детская сказка «Приключения Пиноккио, или история одной марионетки» (впервые была опубликована в июле 1881 года в первом номере еженедельника «Детская газета», вышедшего в Риме). «Приключения Пиноккио» - одна из самых смешных и самых трогательных книг мировой литературы. Деревянного длинноносого Пиноккио, несносного, доброго, буйного, чувствительного, остроумного, глупого как пробка, упрямого как осел, эгоистичного и великодушного, знают во всех странах. Сказка «Приключения Пиноккио» переведена на 87 языков. В России она впервые была опубликована в 1906 году издательством М.О.Вольфа, причем было указано, что перевод сделан с 480-го итальянского издания!

В маленьком итальянском городке Коллоди, в честь которого детский писатель Карло Лоренцини взял себе псевдоним, стоит памятник литературному герою, деревянному мальчишке по имени Пиноккио. На памятнике  высечена надпись: «Бессмертному Пиноккио - благодарные читатели в возрасте от четырех до семидесяти лет». По мотивам «Приключений Пиноккио» русский писатель Алексей Толстой  в 1936 году создал повесть «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Родился Дэйл КАРНЕГИ (1888 - 1955), американский лектор, автор знаменитой книги

Дейл Карнеги родился 24 ноября 1888 года на ферме Меривилль в Миссури. Его семья жила в бедности, тем не менее он получил неплохое образование. Еще в школе учителя отмечали особенную коммуникабельность Дейла. По окончании школы Карнеги начал работать рассыльным в Небраске, затем актером в Нью-Йорке и, наконец, решил поучиться ораторскому искусству. Занятия были весьма успешными, и Дейл решил начать собственную практику. В ходе работы Карнеги постепенно разрабатывал систему обучения навыкам общения. Эта система была настолько уникальна, что он решил оформить авторские права на нее, издав несколько буклетов, вошедших в книгу «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров» (1926). В ходе работы Карнеги сотрудничал с известнейшим американским журналистом Лоуэллом Томасом и позже издал их совместный труд -  «Малоизвестные факты из жизни известных людей». Настоящий успех и признание читателей пришли к Дейлу Карнеги в 1936 году, когда на книжных полках появилась книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Как и предыдущие издания, эта книга не открывала каких-либо абсолютно новых вещей, однако она содержала краткие и в то же время емкие советы о том, как лучше себя вести, чтобы завоевать интерес и симпатию окружающих. Книга «Как перестать беспокоиться и начать жить» (1948) посвящена способам преодоления стрессов и тому, как активизировать в себе здравый смысл. Популярность и жизненность теорий Карнеги помогла многим его читателям. Он перевел теоретические разработки психологов в практическую область и разработал собственную теорию бесконфликтного и успешного общения. К концу жизни Карнеги пользовался всемирной известностью, а созданный им «Институт эффективного ораторского искусства и человеческих отношений» имел отделения в сотнях городов по всей Америке и Европе. Умер Дейл Карнеги  1 ноября 1955 в Нью-Йорке. Какова же истина от Карнеги? Она проста - всем своим видом надо продемонстрировать искреннее расположение к партнеру, интерес к его персоне и обязательно позаботиться, чтобы у того создалось впечатление: общаясь с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он в первую очередь удовлетворяет свои собственные интересы. В общем, все просто: иди навстречу людям - и люди к тебе потянутся!

Император России Петр I288 лет назад (1717) Петр I издал указ о запрещении появления на улицах нищих

С Петра I начался очередной период в истории благотворительности: последовательное проведение в жизнь государственного призрения, влияние на частное и земско-приходское призрение со стороны властей. Если до этого времени государственная благотворительность не препятствовала ни личной инициативе, ни земской помощи, а восполняла и корректировала их, то при Петре I государство считало нужным размежеваться с личной благотворительностью и земским призрением, отвести для них строго определенное место и тем самым поставить их в строгие рамки. Система государственного призрения, сформулированная Петром, сводилась к следующему: признание за государством права создавать в области призрения обязательные нормы и требовать их исполнения; полное осуждение нищенства и запрещение его; воспрещение раздачи милостыни профессиональным нищим; разбор и расследование дела по каждому нищему. Еще в 1691 году Петр приказал высылать из Москвы пришлых нищих, особенно тех, кто «работает» под увечных: «А буде те люди... впредь объявятся... в том же нищенском образе и притворном лукавстве... учинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в ссылку в дальние сибирские города». Указ, по-видимому, не всегда точно приводился в исполнение, так как в 1705 году вышел новый указ, по которому нищих отлавливали, а их деньги брали себе «поимщики». Самих же нищих предписывалось приводить и «чинить их наказанье, и всякого чина людям заказывать, чтоб тем бродящим милостыни никто не давал, а кто хочет милостыню подавать, пусть подает в богадельни. А кто не послушается и будет подавать милостыню бродящим нищим, таких хватать, приводить в Монастырский приказ и брать с них пеню по указу». В ноябре 1717 года Петр I издал указ о запрещении появления нищих на улицах. В 1724 году для борьбы с нищенством решено было провести перепись всех бедных, распределив призреваемых между «праздно живущими» монахами. При преемниках Петра все дело замерло и только издавалось множество указов о запрещении нищенствования, которые на практике оказывались неэффективными. Лишь при Екатерине II была проведена следующая государственная реформа организации призрения.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала