Политический обозреватель РИА «Новости» Владимир Симонов.
В июле на встрече с Советом по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Путин категорически возразил против финансирования политической деятельности из-за рубежа. И вот сейчас, в ноябре, российский парламент - Госдума начала рассматривать в первом чтении проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», где речь идет как раз об этом.
Парламент хочет учредить более суровый надзор над более чем полумиллионом разношерстных общественных, неправительственных и правозащитных организаций, фондов, объединений. Впрочем, сколько их точно, одному Богу известно. В России пока такой странный порядок вещей: если у группы нет своей крыши над головой, если её сотрудники не получают зарплату по ведомости, то для закона она, группа, вроде бы и не существует.
Немалая доля таких фондов получает финансирование из-за границы. Некоторые из этих НПО приняли активное участие в волне оранжевых революций, прокатившейся по Украине, Грузии, Киргизии. Напористее других таким дистанционным манипулированием увлечены Соединенные Штаты.
Что встревожило даже самих американских законодателей. Помнится, сразу после апельсиновых событий в Киеве член Палаты представителей Конгресса США Рон Пол потребовал создать независимую комиссию, чтобы расследовать незаконное финансирование американскими структурами избирательной кампании Виктора Ющенко. «Мы не знаем в точности, сколько миллионов или десятков миллионов долларов правительство США истратило на избирательную кампанию на Украине, - писал тогда конгрессмен в своей статье «Лицемерие США на Украине». – Но мы знаем, что большая часть этих денег была нацелена на помощь одному определенному кандидату, и через цепочку специально созданных неправительственных организаций, как американских, так и украинских, миллионы долларов ушли на поддержку президентского кандидата Виктора Ющенко».
На днях эта тема получила развитие. Конгресс США утвердил расходы на «поддержку демократии за рубежом». Причем на Россию по этой статье выписали 4 млн долларов. Секрет, куда главным образом пойдут эти деньги, приоткрыли недавно сотрудники миссии США в ОБСЕ. Они дали понять: революции в странах СНГ – это всего лишь репетиция. Надо готовиться к 2007-08 годам и вкладывать побольше средств в ту же самую цепочку неправительственных организаций, способствующих установлению в России той версии демократии, которая дорога Западу.
Поправки к закону, рассматриваемые Думой - это своего рода ответ на такой образ мышления. Во-первых, парламент хотел бы обязать НПО ставить государство в известность, что они существуют. Власти также желают знать, от каких спонсоров эти организации получают деньги и на что конкретно их расходуют. Главная же суть законодательных поправок: прекратить финансирование какой бы то ни было политической деятельности российских неправительственных организаций иностранными фондами. Обсуждается и небезынтересный вопрос о размерах налогов на такую спонсорскую щедрость.
«По оценкам депутатов Госдумы, как минимум 20-25 процентов из всех 450 тысяч этих организаций так или иначе существуют на деньги западного сообщества, - говорит парламентарий Алексей Островский, один из авторов законопроекта. - В первую очередь это различные правозащитные группы, которые при регистрации декларировали своей целью защиту прав граждан Российской Федерации, а на самом деле, получая из-за рубежа огромные средства, занимаются сомнительной деятельностью.
Желание Думы ввести какую-то систему в существование НПО вызвало всплеск недовольства в среде таких организаций, а также на Западе. Сопредседатели Комиссии – два бывших кандидата в президенты США демократ Джон Эдвардс и республиканец Джек Кемп направили письмо президенту Бушу. Там они немножко паникуют: внесенный в Госдуму законопроект может закрыть представительства иностранных, в частности американских неправительственных организаций в России. А это, по их словам, означает отход Москвы от плюрализма, свертывание контактов между двумя странами.
Между тем, на что в действительности нацелены новые жесткие ограничения, если они будут приняты Госдумой, - так это заблокировать тех, кто под видом общественной деятельности пытается импортировать технологию цветных революций в Россию. Причем за образец взяты, например, США. В Соединенных Штатах любая, самая робкая попытка подкинуть иностранных денег какой-нибудь неправительственной организации на её политическую деятельность детонировала бы национальный скандал.
«В США есть законы, запрещающие организациям, подобным моей, поддерживать политические партии, - объяснил в телеэфире российского «Третьего канала» президент Центра Никсона в Вашингтоне Дмитрий Саймс. – Принимать активное участие в партийно-политической жизни страны - для нас табу. И вообще американцы – большие патриоты. Сама мысль, что кто-то будет приходить к ним из-за рубежа и станет рассказывать им, как они должны обустраивать свою собственную страну, такая мысль для них абсолютно неприемлема».
Таким образом власти США, похоже, страдают некоторой двойственностью мышления. Америку нельзя учить, как жить, зато Россия должна безропотно внимать тому, что будут вещать из Вашингтона через рупоры общественных организаций, существующих на американские же средства.
В большинстве стран Запада за общественным фондами налажен государственный контроль, напомнил тот же Дмитрий Саймс. «Поэтому идеи такого законопроекта в России мне кажутся соответствующими мировой практике. И мне кажется, многие из этих неправительственных организаций начинают переходить за рамки разумного и пределы приемлемого», - считает этот известный американский политолог.
В канун парламентских дебатов в России преобладает мнение: закон жизненно необходим, но пока не доведен до ума. Нужно провести более четкую разграничительную линию между классической правозащитной деятельностью и чисто политическими, тем более проплаченными из-за рубежа экспериментами, цель которых – клонировать в России оранжевую революцию. Пропалывая сорняки, нельзя топтать ростки гражданского общества.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции