Интервью с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Валерием Рощупкиным
в рамках Министерской конференции Переговорного процесса по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии (ЕСА-ФЛЕГ)
Санкт-Петербург (22-25 ноября)
- Валерий Павлович, рассчитываете ли Вы, что новый Лесной кодекс будет принят до конца этого года?
- Лесной кодекс бал принят в первом чтении и сейчас находится в работе в Государственной Думе. Туда поступили, насколько я знаю, более одной тысячи поправок. Сейчас они обрабатываются, прием поправок заканчивается 29 ноября. После этого ГосДума примет решение, в каком виде его вносить на второе чтение.
Я думаю, есть вероятность, что Лесной кодекс будет принят до конца этого года. Уже пора принимать решение, ситуация, когда мы имеем старый кодекс, а время изменилось и отношение в лесном мире поменялись, говорит о том, что нужно вводить новый кодекс, но не просто так, а очень вдумчиво, чтобы не навредить.
Следующим прогрессивным шагом после принятия кодекса должен стать приход лесопользователя с хорошим интересом, чтобы схема была чистой и прозрачной. Главное значение леса – не просто выполнить лесорубочные работы, а чтобы лес приносил еще и пользу всему обществу, в том числе экологическую, ведь от этого зависит жизнь людей.
Новый лесной кодекс сегодня воспринимается и будет восприниматься тяжело, потому что 2/3 территории нашей страны покрыты лесами и практически каждый второй житель проживает рядом с лесом, россиянам небезразлично, как их коснется принятие нового документа.
- Новый лесной кодекс предполагает передачу в долгосрочную аренду (на 49 и 99 лет) лесных участков. Сохранен ли принцип открытого доступа в леса обычных россиян, местных жителей, грибников и рыбаков?
- Да, ограничения по доступу в лес там сняты. Но некоторые пункты, по мнению общественных организаций, не до конца прописаны, их еще нужно доработать. Но кодекс не стал в этой части хуже для общества с точки зрения прозрачности и доступности.
- Вы неоднократно говорили о том, что ответственность за нелегальный оборот древесины должны нести не только те, кто рубит и экспортирует, но и те, кто покупает. Есть ли какие-то решения в этой сфере?
- Лесовладельцы, а Рослесхоз выступает как собственник, должны создать систему, которая позволяет сегодня ликвидировать такие негативные явления, как незаконный оборот. Это более четкий учет и оценка этих ресурсов, прозрачность доступа к ним, прозрачный контроль за тем, кто и как берет эти ресурсы, это и социальные факторы – нищета тоже способствует нелегальному обороту.
Что касается лесопромышленников и лесопользователей, они должны взять на себя моральные и экономические обязательства, что они не пользуются древесиной сомнительного происхождения. Конечно, основной потребитель такого продукта сегодня это Китай, Дальний Восток сегодня вызывает наибольшее количество вопросов связанных с нелегальным оборотом древесины. Сегодня процветает ситуация, когда кто-то где-то изъял лес непонятного происхождения и его за наличные деньги покупают китайские бизнесмены, он получает другое лицо и поставляется туда.
Есть и более серьезные покупатели такого леса - крупные зарубежные переработчики. Эта система должна быть прозрачной и ее не решишь каким-то одним механизмом, поэтому в рамках конференции ЕСА-ФЛЕГ и вырабатывается план действий, декларация о намерениях.
- Рослесхоз сейчас работает над проектом федеральной целевой программы по развитию лесного хозяйства на 2007-2015 годы. Когда этот документ будет внесен в правительство, насколько он важен для лесной отрасли?
- Он чрезвычайно важен. Мы уже подготовили проект его концепции, представили его в министерство экономического развития, получили соответствующие замечания. Мы рассчитываем, что продолжим работу и к маю 2006 года мы представим концепцию развития лесного хозяйства в правительство для утверждения.
Мы рассматриваем концепцию, которая должна объединить все усилия. Сегодня, когда в лесном секторе присутствует и частный бизнес, и государство, и субъекты РФ, и муниципалитеты, то объединяющим должен быть не какой-то орган, а федеральная целевая программа, объединяющая по интересам, по направлениям, по возможностям.
В программе внимание будет уделено нескольким блокам. Первый и главный блок – это воспроизводство лесов. Здесь объемы финансировании воссоздания лесов должны быть увеличены не менее, чем в 2,5 раза. Несмотря на то, что в целом в России лесистость сохраняется, но породный состав, начиная с советских времен, с 1960-х годов, резко ухудшается. Мы не формируем нужный породный состав, а пользуемся тем, что Бог полет, по дешевой схеме. В первую очередь, проблема касается ценных хвойных пород.
Мы считаем, отдельная программа воспроизводства лесов должна быть очень четко прописана, ее нужно по линии государства поддерживать.
Второе направление – это доступность лесных ресурсов. Почти один миллиард 162 миллиона площадь лесных земель в России, а арендные отношения или зона активного лесопользования – это 100 миллионов гектаров. Все остальное – находится за пределами, а это больной, перестойный лес, который дает пожары.
Мы считаем, что количество лесовозных дорог должно быть увеличено в несколько раз. В этой программе мы определили три этапа. На первом будет построено 1400 километров дорог, на втором этапе – 1100 километров дорог. В целом, предусматривается строительство 12, 5 тысяч километров дорог, которые обеспечат и интересы бизнеса, и защищенность леса, с точки зрения борьбы с пожарами и вредителями.
Третий момент - совершенствование всей системы лесооздоровления. Этот блок связан с новым статусом лесхозов, разделением их хозяйственных и управленческих функций, совершенствованием системы финансирования.
Финансовый объем программы пока трудно оценить. Сейчас важно показать, что государство признает это направление и поддерживает.
- В январе 2006 года исполнится год, как Рослесхоз использует систему дистанционного наблюдения за рубкой леса с помощью аэро- и космической фотосъемки. Какие задачи удалось решить с помощью такого мониторинга?
- Мы для себя и для многих лесопользователей открыли глаза на более реальную картину в лесной отрасли. Мы без участия человека получили более объективную оценку, что там происходит. Цифры по выявлению случаев незаконной рубки возросли, количество виновных увеличилось.
Например, в этом году в Архангельской и Иркутской областях, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях выявлены незаконные рубки древесины в объеме 763 тысяч кубометров, тогда как по официальной статистике они по всей России не превышают 96 тысяч кубометров. Напомню, что ущерб лесному хозяйству от незаконных рубок оценивается в 5 миллиардов рублей ежегодно.
В то же время мы считаем, что эту систему надо совершенствовать. Необходима методика, позволяющая сразу на основании данных космического мониторинга в бесспорном порядке предъявлять эти материалы в суд. Пока есть снимки, но нет юридической процедуры, узаконивающей их использование в суде. Мы думаем, что до нового года эти вопросы будут сняты и процесс станет более жестким.
В будущем году мы охватим дистанционным мониторингом всю зону активного лесопользования – 100 миллионов гектар, а в 2007 году в рамках ФЦП по развитию лесного хозяйства мы должны 100% лесного фонда под такой контроль поставить.
Я думаю, что это очень серьезно разрядит ситуацию с предъявлением претензий в суде, с ответственностью лесхозов и лесопромышленников.
- Будет ли упрощена процедура перевода лесов из категории гослесфонда в другие категории?
- Мы эту систему разработали. Сейчас она представлена министром природных ресурсов Трутневым в правительство с соответствующими поручениями. Если говорить на цифрах, старая система – это 38-39 позиций согласований и 1200-1300 дней для прохождения процедуры. Новая система предусматривает всего 8 позиций согласований, что занимает порядка 90 дней.
Эта система будет бюрократически более быстрой, более полезной для экономики и для дела. Но, к сожалению, там нужно вносить изменения как минимум в несколько законов, постановлений правительства, что находится за пределами компетенции Минприроды. Но само предложение очень правильное и хорошее. Я думаю, что его поддержат все, не только недропользователи.
- Нет опасения, что такая упрощенная схема даст толчок для коррупции?
- Наоборот, большая длинная запутанная схема как раз и есть основа для коррупции, потому что за каждую подпись кто-то чего-то просит, а кто-то дает. Короткая схема позволяет видеть каждую точку, эта схема более прозрачная.
Интервью вела специальный корреспондент РИА Новости Екатерина Ефимова