- Только что состоялись консультации с генеральным секретарем МИД Республики Конго Д. Овасой по ооновской проблематике. Расскажите об их основных итогах.
- Мы начали серию консультаций с пятью странами, избранными в качестве непостоянных членов СЕ ООН на 2006 и 2007 годы. Кроме того, с Республикой Конго у нас сложился довольно высокий уровень политических контактов. В частности, в октябре 2004 года в Москве побывал министр иностранных дел, сотрудничества и франкофонии Республики Конго Родольф Адада, проведший переговоры с Министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
В ходе сегодняшних консультаций мы почувствовали близость позиций России и Конго по ключевым международным проблемам, включая поддержание стратегической стабильности, противодействие терроризму и другим новым вызовам XXI века, формирование подлинно демократического мироустройства, создание целостной системы международной безопасности, механизмов мирного разрешения конфликтов на базе Устава ООН и универсальных принципов международного права. С обеих сторон выражалась заинтересованность в углублении конструктивного взаимодействия наших стран в Совете Безопасности ООН и ее других органах.
- Поскольку Вы встречались с представителем Африки, наверное, центральное место в Ваших переговорах занимали конфликтные ситуации на континенте?
- Да, это действительно так. Ведь огромный объем работы СБ ООН - временами до 80% - приходится на выработку решений конфликтов именно в Африке. Трудно оспаривать тот факт, что ооновское миротворчество сыграло огромную роль для стабилизации обстановки на континенте.
Это касается, в частности, Бурунди, где при содействии со стороны ООН в целом успешно были проведены президентские выборы, ознаменовавшие завершение переходного периода в соответствии с Арушскими соглашениями. Разумеется, еще многое предстоит сделать, особенно в плане создания полноценных государственных институтов.
Относительно сокращения ооновского присутствия в Бурунди в связи с продвижением политического процесса в стране исходим из целесообразности поэтапного сокращения там числа миротворцев ООН. Рассматриваем Бурунди как одно из первых государств, которые войдут в компетенцию будущей Комиссии по миростроительству.
- В соседней с Бурунди Демократической Республике Конго процесс урегулирование сталкивается с немалыми проблемами. Каковы российские оценки складывающейся ситуации в стране и что предпринимается ООН для ее нормализации?
- Мы внимательно следим за развитием ситуации в ДРК. Выступаем за скорейшее политическое урегулирование в стране на основе Лусакского соглашения, Преторийских и последующих договоренностей о структурах и модальностях переходного периода и соответствующих резолюций СБ ООН.
Состоявшаяся на днях миссия СБ ООН в Центральную Африку, посетившая в том числе и ДРК, констатировала наличие позитивных тенденций в развитии внутриполитической ситуации. Важно, что началась подготовка к парламентским и президентским выборам.
Мы исходим из того, что в урегулирования конфликта центральная роль принадлежит конголезским сторонам. Первоочередными задачами являются, по нашему мнению, консолидация коалиционного правительства, проведение всеобщих выборов, ликвидация напряженности в восточных районах ДРК, обеспечение безопасности на границах ДРК с Руандой, Угандой и Бурунди, нормализация отношений Киншасы с этими странами.
Придаем важное значение роли ООН и эффективной деятельности Миссии ООН в ДРК (МООНДРК). Мы поддержали принятие резолюции 1635 о продления мандата МООНДРК на год и о частичном усилении миссии.
Россия твердо выступает против присутствия иностранных вооруженных группировок на территории ДРК.
Считаем, что существующее сейчас положение в ДРК в этом контексте серьезно угрожает стабильности в восточной части страны и негативно влияет в целом на положение в регионе.
Мы поддержали заявление председателя СБ ООН от 4 октября 2005 года, в котором выражается озабоченность Совета по этому поводу и содержится призыв к государствам региона активизировать свое сотрудничество с тем, чтобы положить конец деятельности незаконных вооруженных группировок. Считаем важным в этом плане напоминание о приверженности Совета уважению суверенитета всех государств и о том, что любая угроза силой или ее применение в отношении территориальной целостности любого государства противоречит целям и принципам, провозглашенным в Уставе ООН.
По нашему мнению, имеющиеся у МООНДРК полномочия вполне достаточны для того, чтобы миссия могла содействовать национальным вооруженным силам в проведении силовых акций, связанных с уничтожением лагерей комбатантов.
- Если мы переместимся из Центральной Африки в Западную, каким приоритетным направлениям ООН уделяет внимание в этом регионе? Каковы подходы России к урегулированию конфликтов в этой части континента?
- Серьезную обеспокоенность у нас вызывает ситуация в Республике Кот-д'Ивуар. Положение в этой стране по-прежнему остается весьма сложным.
Мы приветствуем усилия Генерального секретаря ООН Кофи Аннана в целях содействия диалогу и мирному процессу в Кот-д'Ивуаре.
Мы считаем важной роль миротворческой операции ООН в Кот-д'Ивуаре, в которой участвуют и российские представители. Поддерживаем посредническую миссию в этой стране от имени Афросоюза президента ЮАР Табо Мбеки. Однако, несмотря на ряд встреч президента РКИ, лидеров ивуарской оппозиции и Новых сил, достигнутые договоренности не соблюдаются. В частности, до сих пор ничего не сделано в плане разоружения, как подразделений Новых сил, так и отрядов пропрезидентской «милиции».
Таким образом, процесс национального примирения в Кот-д'Ивуаре по-прежнему заблокирован. Существует значительный дефицит доверия между сторонами конфликта, усугубляющийся переносом запланированных на 30 октября 2005 года президентских выборов еще на год.
Следует сделать все возможное, чтобы не допустить возникновения нового витка конфронтации в Кот-д'Ивуаре в «послеоктябрьский период», в частности, как можно скорее определиться с кандидатурой нового премьер-министра.
Мы заинтересованы в скорейшем урегулировании кризиса в Кот-д'Ивуаре, который является дестабилизирующим фактором в Западной Африке, препятствует развитию интеграционных процессов в этом субрегионе и оказывает негативное воздействие на экономику соседних стран.
Позитивный пример совместных международных усилий, в том числе и по линии миссии ООН в Либерии, - либерийское урегулирование. Благодаря такому взаимодействию процесс стабилизации в этой стране прошел важный рубеж - президентские выборы, признанные демократическими и справедливыми. Главное сейчас - чтобы все кандидаты в президенты и их сторонники признали результаты голосования, а имеющиеся разногласия разрешались в рамках правового поля. Тогда эти выборы будут способствовать закреплению положительных тенденций в либерийском политпроцессе.
- Как Вы можете прокомментировать ход урегулирования в Судане?
- Россия неизменно выступала и выступает в поддержку межсуданского примирения. Готовы и дальше вносить свой вклад в обеспечение стабильности и экономического развития Судана в переходный период на основе заключенного в Кении 9 января 2005 года всеобъемлющего соглашения о мире между правительством Судана и суданским народно-освободительным движением.
В настоящий момент мирному урегулированию в Судане необходимо обеспечить устойчивую положительную динамику. Основная роль здесь принадлежит СБ ООН. В этих целях стоило бы подумать о том, каким образом стимулировать стороны для проявления ими политической гибкости. При этом мы акцентируем приоритетность политико-дипломатических мер разблокирования конфликта в Дарфуре в противовес введенным санкциям.
Важно оказать со стороны СБ адекватную поддержку переговорному процессу между суданским правительством и оппозиционными дарфурскими движениями, который в скором времени должны возобновиться в Абудже.
Считаем, что Африканский союз должен и дальше играть ключевую роль в дарфурском урегулировании, согласовывая свои действия с Хартумом.
Мы решительно осуждаем нарушения прав человека и международного гуманитарного права в Дарфуре. Считаем, что эти преступления не должны остаться безнаказанными. В этих целях резолюция СБ ООН 1593 о передаче дарфурского досье в юрисдикцию Международного уголовного суда подлежит выполнению в тесном сотрудничестве с властями Судана.
- Как Россия оценивает развитие ситуации в Сомали?
- Нас глубоко беспокоит положение дел в Сомали, которое по-прежнему фрагментировано, поделено на зоны влияния, власть госинститутов не распространяется на всю страну.
Сохранение тупиковой ситуации с запуском деятельности переходных федеральных институтов чревато усилением экстремистской активности в Сомали, о чем свидетельствуют недавнее убийство в Кисмайо неизвестными работавшего на ООН местного сотрудника, попытка покушения на премьер-министра Али Мохаммеда Геди во время его визита в Могадишо, серия пиратских захватов торговых судов, в территориальных водах Сомали.
Совету Безопасности надлежит пристально следить за усилиями, направленными на восстановление единства в новых переходных властных структурах Сомали. На данном этапе считаем необходимым максимально задействовать потенциал и возможности спецпредставителя генерального секретаря ООН по Сомали Франсуа Лонсёни Фаля, который в октябре 2005 года был принят в Москве для обсуждения тематики сомалийского урегулирования.
Еще более актуальным становится и введенный СБ ООН режим военного эмбарго в отношении Сомали. Считаем, что необходимо быть крайне осторожными в вопросах предоставления изъятий из эмбарго для африканской миротворческой миссии в Сомали. Прежде, чем рассматривать этот вопрос, необходим прогресс в стабилизации обстановки внутри страны.
- Раз мы затронули положение на Африканском Роге, в последнее время все чаще стала поступать настораживающая информация о напряженности между Эфиопией и Эритреей. Ваше мнение?
- Тревожное развитие ситуации в эфиопо-эритрейском урегулировании вызывает у нас серьезную обеспокоенность. Следует активнее подвигать стороны к прямому диалогу и устранению имеющихся противоречий. В рамках СБ ООН нужна слаженная работа, чтобы побудить стороны к большему конструктивизму.
Отмечаем важность скорейшего разблокирования ситуации вокруг Миссии ООН в Эфиопии и Эритрее (МООНЭЭ) посредством снятия установленных Эритреей ограничений на деятельность миротворцев, которые фактически поставили под вопрос саму возможность выполнения мандата миссии. Считаем, что инициированный Асмэрой курс на неконструктивное сотрудничество с ООН может привести в конечном итоге к нежелательным для нее дипломатическим последствиям.
Возобновление полноценной деятельности МООНЭЭ не отменяет необходимости активизации поиска путей политического урегулирования, основанного на незыблемости Алжирских соглашений и решений погранкомиссии по делимитации.
Все эти вопросы постоянно находятся в зоне пристального внимания России, но сейчас особенно, так как, в ноябре мы председательствуем в СБ ООН.