МОСКВА, 21 ноя - РИА Новости. Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству в понедельник рекомендовал палате принять во втором чтении внесенный президентом РФ законопроект "О парламентском расследовании". Рассмотрение Госдумой этого документа намечено на среду, 23 ноября.
В соответствии с внесенными поправками, законопроект предлагается впредь называть "О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ".
В документе прописан порядок формирования комиссии по парламентским расследованиям, оговаривается правовая основа для ее деятельности, цели и задачи расследования.
Предусматривается, что комиссия создается обеими палатами Федерального собрания на паритетных началах.
Инициаторами парламентского расследования должны выступить не менее одной пятой от числа депутатов или сенаторов.
Срок деятельности комиссии не должен превышать одного года.
В соответствии с внесенными поправками, предлагается расширить предмет парламентского расследования.
Так, наряду с расследованием фактов грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, а также обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, парламентская комиссия наделяется полномочиями по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением угрозы основам конституционного строя РФ.
Документом также предусматривается, что заседания комиссии по парламентским расследованиям проходят, как правило, в открытом режиме, а само расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие и судопроизводство.
Среди тем, которые не подлежат парламентскому расследованию, остаются деятельность президента РФ, деятельность суда по осуществлению правосудия и деятельность органов следствия и дознания, осуществляемые ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Исключается положение о том, что не подлежат парламентскому расследованию факты, расследуемые в порядке уголовного судопроизводства.
Вместе с тем указано, что предметом парламентского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.
В документе сохраняется положение о том, что должностные лица или граждане могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности за отказ в даче показаний или предоставление заведомо ложной информации. Кроме того, комиссия вправе направить в вышестоящий орган требование об освобождении с занимаемой должности должностного лица в случае отказа или уклонения от предоставления комиссии требуемой информации, заведомо неполной либо ложной информации, а также за неявку на заседание комиссии без уважительных причин.
Законопроектом предусматривается, что палата Федерального собрания, принявшая решение о парламентском расследовании, незамедлительно направляет его в другую палату, которая в течение 15 дней со дня принятия указанного решения также рассматривает вопрос о возбуждении парламентского расследования.