Рейтинг@Mail.ru
Подножка мировой культуре - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура
Подножка мировой культуре

Искусство становится заложником судебных исков

Читать ria.ru в
Дзен
Ситуацию с арестом картин ГМИИ им. Пушкина в Швейцарии вполне можно сравнить с Карибским кризисом в сфере культуры. И не надо обольщаться тем, что правительство Швейцарии отменило постановление суда. Решение швейцарских властей - беспрецедентный поступок. Второй раз такое не повторится. Трещины уже пошли по единому пространству культурного обмена...

Обозреватель РИА-Новости Анатолий Королев.

Ситуацию с арестом картин ГМИИ им. Пушкина в Швейцарии вполне можно сравнить с Карибским кризисом в сфере культуры. И не надо обольщаться тем, что правительство Швейцарии отменило постановление суда, и фуры с картинами  движутся в Россию.

Решение швейцарских властей - беспрецедентный поступок. Второй раз такое не повторится. Трещины уже пошли по единому пространству культурного обмена.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил о том, что возможно Эрмитаж «отменит свое участие в выставке посвященной далай-ламе в музее "Фолькеркундермузеуме" в Цюрихе, а картины Матисса, которые сейчас экспонируются в Дюссельдорфе, мы не повезем в Базель, кроме того, мы так же отменим нашу археологическую экспозицию в Латениум-Невшателе».

Директор пострадавшего музея Ирина Антонова была более категорична, она заявила о приостановке всех планов культурного обмена и отметила, что «Пушкинский музей в настоящее время отказал Лондону в проведении в столице Великобритании российской выставки, так как это государство не дало гарантий защиты произведений искусства от претензий третьих лиц».

Но, скажем, положа руку на сердце, даже твердо обещанные гарантии уже ничего не значат.

Эти гарантии уже были даны Ирине Антоновой в той же Швейцарии. Предупреждая возможные покушения на коллекцию со стороны той же фирмы «Нога» музей потребовал железных гарантий защиты от претензий третьих лиц. И правительство кантона Вале пошло на такие гарантии. Все юридические документы были торжественно подписаны и скреплены гербовой печатью кантона.
 
С 17 июня по 13 ноября выставка «Французская живопись из коллекции Пушкинского музея Москвы» проходила в галереи Мартиньи. И что же! Как только фирма «Нога» подала иск,  фуры с картинами были арестованы без малейших колебаний. У водителей отняли ключи от машин. Кондиционеры в фурах были отключены, несмотря на все  протесты.

Наше посольство проявило чудеса казуистики и добилось отмены ареста.

Машины двинулись к границе Швейцарии. Но фирма подала второй иск, и арест повторился с еще большей безжалостностью: у сопровождающих груз (ценой в 1 миллиард долларов!) отняли паспорта и мобильные телефоны. А кондиционеры вновь отключили, т.е. бесценные картины подверглись уже вторично климатической атаке!

В опасной ситуации оказались разом 55 картин, среди которых шедевры  на которых, как на столпах храма, держится, например, вся история постимпрессионизма: пленительный шедевр Гогена, из его таитянского цикла «А ты, ревнуешь?», гениальный «Портрет доктора Рея», кисти Ван Гога, этот доктор лечил его от психопатии, а еще шедевр Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари» или «Танцовщицы» Дега - все названные картины давно вошли в мировые энциклопедии искусства.
 
И все же швейцарская полиция отключила кондиционеры.

Это кошмарное противостояние, по сути, ничем не отличается от духа Карибского кризиса, где две стороны, две атомных сверх державы выясняли политические отношения, а заложником спора стал буквально весь земной шар.
Сегодня в роли заложника стала мировая культура.

Не скрою, я был несказанно удивлен решением Швейцарского правительства - вернуть нам полотна. Ведь парой месяцев раньше, оно же приняло решение об экстрадиции арестованного экс-министра Адамова в Америку, несмотря на то, что Россия раньше подала подобный запрос в прокуратуру Швейцарии и имела все преимущества приоритета по поводу ареста гражданина России.

Короче, слово «гарантия» нужно забыть.

На искусство эти понятия больше не распространяются.

И между прочим, первым этот факт признали в Лондоне.

В начале года Лондон детально обсуждал ситуацию с приглашением для участия в выставке картин Тициана из петербургского Эрмитажа. Мы просили гарантий от ареста. В результате запроса англичане подготовили целый специальный доклад для Эрмитажа. В этом докладе были детально изучены все тонкости проблемы, все возможные доводы и поступки сторон.
 
Вывод был честным и неутешительным вот он:

Великобритания не может гарантировать безопасность произведений Тициана от претензий третьих лиц и ареста картин!

Эта атомная бомба взорвалась незаметно, однако сомневаться в ее силе невозможно. Сегодня Россия проводит несколько грандиозных выставок за рубежом. Самая крупная из них в Нью-Йорке, в музее Гугенхайма. Этот список будет покруче, чем картины французов из Пушкинского музея. Мы увезли в Америку отчет за тысячу лет истории русского искусства. 300 шедевров русского духа, соль ментальности, национальное достояние, вот наугад пять названий: икона «Рождество Богородицы» работы Дионисия, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Незнакомка» Крамского, «Черный квадрат» Малевича и "Жатва" Венецианова.

А представьте, что там же оказалась шапка Мономаха, которой венчались на царствие русские цари последние 700 лет?

Кошмар в Швейцарии разрушил кровообращение культуры.

Гарантии, которые дала Америка - строго говоря, тоже не выдержат атаки закона, наша экспозиция в Нью-Йорке по высшему счету вне закона. И обширный доклад англичан тому доказательство. Ни Великобритания, ни США, ни Россия не могут отныне ничего гарантировать на планете, которая живет по законам глобализма и равенства всех перед законом. Наша выставка в Америке, увы, вне закона.

Говорить же о том, что искусство не может быть заложником в спорах между бизнесом и государством, это сотрясать воздух: такие гарантии уже давным-давно декларированы международным правом. Но они пасуют перед исками третьих сторон.

В полной тайне фуры с картинами движутся в сторону России.

Так когда-то русские ракеты повернули от Кубы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала