Назначение министра обороны Сергея Иванова вице-премьером правительства не стало неожиданностью для специалистов. И дело тут не в том, что кто-то допустил «утечку информации из Кремля», - такое решение диктовала логика развития оборонно-промышленного комплекса и вооруженных сил России. Подобного события ждали достаточно давно. И когда на недавнем совещании высшего командного состава сверхделикатный, скажем так, начальник Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский заметил, что «у меня и у моих коллег нет полной уверенности в том, что те вооружения, которые нам потребуются в 2011 году, мы получим. Одна из причин - нет четкой координации военно-технической политики с возможностями ОПК", а президент обещал подумать над его словами и вместе с председателем правительства предложить соответствующее решение, стало совершенно очевидно – момент, наконец-то, настал.
Что дает армии и ОПК новое назначение Сергея Иванова? Первое и главное – возможность жестко координировать работу оборонно-промышленного комплекса, направленного не только на решение перспективных задач вооруженных сил, но и на их нынешнее обеспечение всем самым необходимым для защиты безопасности и национальных интересов страны. И, конечно же, строго контролировать всю эту деятельность, добиваться максимальной отдачи на каждый вложенный в «оборонку» и армию государством и обществом рубль. А, иногда, и доллар. То, что такое решение назрело и даже перезрело, ни у кого из людей, занимающихся проблемами армии и флота, никаких сомнений нет.
По официальным данным только двадцать процентов боевой техники и вооружений, стоящих ныне в строю, за исключением, пожалуй, Сил стратегического ядерного сдерживания (СЯС), где появились новые стратегические ракетные комплексы «Тополь-М», шахтного и мобильного базирования, а так же проходит испытания новая стратегическая ракета для ВМФ «Булава-30», отвечает современным требованиям. Остальное требует, если не утилизации, то срочного ремонта, модернизации и замены. Из-за постоянного, непропорционального роста тарифов, рыночных цен на топливо, энергоносители, технологические материалы и инфляции, которая не соответствует дефляторам, назначенным Минэкономразвития, несвоевременности бюджетных поправок армия и флот получают только единичные экземпляры танков, самолетов, пусковых установок и систем обеспечения боя. В том числе и таких определяющих сегодня победу, как системы разведки, связи, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), не говоря уж о космических аппаратах различного назначения и системах высокоточного огня…
В основном по этим причинам войска не получили в нынешнем году обещанные им зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф», дивизион оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М», стратегический бомбардировщик Ту-160. А получили за последние пять лет, как сообщается в печати, только 17 танков Т-90, 40 бронетранспортеров БТР-80, 12 модернизированных истребителей Су-27СМ, два стратегических бомбардировщика Ту-160, 3 вертолета Ка-50 «Черная акула», 6 космических аппаратов и 4 ракеты-носителя для их запусков. Прошла модернизация 4-х комплексов ПВО. Капля в море по сравнению с реальными потребностями вооруженных сил.
Только в 2006 году армия начнет закупать боевую технику и оружие, хотя и небольшими, но серийными партиями, что даст возможность тренировать, повышать боевую слаженность не одного-двух экипажей и расчетов, а взвод, роту и даже батальон. Это шесть межконтинентальных баллистических ракет (видимо, мобильного комплекса «Тополь-М»), шесть космических аппаратов и 12 ракет-носителей, 31 танк Т-90 (на один батальон), 125 бронетранспортеров (на четыре батальона), 3770 автомобилей самого разного назначения, авиация получит 9 самолетов и тот самый Ту-160, что не прилетел к ней в нынешнем году, и еще 8 вертолетов. Но все это может произойти, если вице-премьер Сергей Иванов сумеет строго проконтролировать не только выделение Минфином соответствующих сумм, но и закупки необходимых материалов, комплектующих, поступление и грамотное расходование финансовых средств от поставок боевой техники за рубеж, многое что еще.
Способен он это сделать? Безусловно. За неполных четыре года руководства вооруженными силами Сергей Иванов принес армии и флоту немало полезного. Ему удалось прекратить реорганизационные шараханья, вроде неоднократных объединений и разъединений округов, провести структурные преобразования среди видов ВС и родов войск, сократить войска до минимальной за последние годы величины – одного миллиона 134 тысяч «штыков», начать модернизацию ракетно-ядерных сил – основы безопасности России, добиться регулярной выплаты денежного содержания офицерам и прапорщикам, увеличения финансовых средств, отпущенных бюджетом на организацию боевой подготовки. В том числе и на проведение воинских учений и маневров, в частности, с армиями союзников и дружественных государств. Он добился даже немыслимого – из военного ведомства убрали человека непомерных наполеоновских амбиций, постоянно интриговавший против всех министров, с кем ему довелось служить, начальника Генштаба Анатолия Квашнина. Была запущена федеральная целевая программа перевода частей и соединений постоянной боевой готовности на контрактный принцип комплектования и ипотечно-накопительная система обеспечения военнослужащих жильем…
Два года назад объявлено, что реформа вооруженных сил полностью завершена, начато планомерное военное строительство. Правда, мало найдется независимых военных экспертов, кто бы полностью, без оговорок разделил такое мнение. И вот почему. Не решены или просто буксуют не только технические и технологические проблемы обеспечения армии и флота современной боевой техникой и оружием, системами обеспечения боя, но и не менее важные, даже кричащие – социальные проблемы человека с ружьем. Что кардинальным образом сказываются на общественном имидже людей в погонах, их профессиональном самочувствии, желании служить и делать военную карьеру.
Стала уже общим местом информация, да никто из руководителей минобороны этого тоже не скрывает, что молодые офицеры, что называется, полками и дивизиями уходят из армии. В этому году, по словам самого Сергея Иванова, 14 тысяч – 80 процентов из всех уволенных в запас. Практически целый выпуск всех военных училищ и академий. Причины тоже хорошо известны. Низкое денежное содержание, не соответствующее напряжению и ответственности офицерской службы, и отсутствие перспектив получить в ближайшее время крышу над головой. Выплачиваемые в последнее время премии людям в погонах за достижения в службе к кардинальному изменению ситуации не привели. Обещание поднять оклады по званию и должности к 2008 году на 67 процентов, заодно и пенсии отставникам – оказалось тоже приятным, но не сильно согрело. Никто не гарантирует, что обещанную прибавку крепко не потравит моль инфляции, да и ждать достаточно долго. А достойно жить хотят все сегодня и сейчас.
Запущенная с 1 января этого года ипотечно-накопительная система обеспечения жильем тех, кто заключил контракт с минобороны в 2005-м, тоже не произвела должного действия. Мало того, что никто из участников этой программы так и не получил на свой личный лицевой счет обещанных 37 тысяч рублей, оказалось, что до сих пор правительство не выпустило и всех необходимых для начала работы «военной ипотеки» документов. Год заканчивается, ипотечные деньги лежат без движения, даже процентов не набирают.
Все это самым печальным образом влияет и на программу комплектования частей постоянной боевой готовности воинами-контрактниками. Они, эти части, по словам министра, укомплектованы сейчас профессионалами только на 70 процентов. Да и то, это уже сведения из других источников, в большинстве своем из числа воинов срочной службы, которых «убедили» подписать контракт. Очень часто такие «контрактники» после двух лет службы не возвращаются из отпуска или под любым другим предлогом (вплоть до нарушений воинской дисциплины) разрывают отношения с частью. Затраченные деньги уходят в песок.
Сергей Иванов прекрасно знает, в чем главные причины. Он говорил о них с трибуны недавнего совещания в минобороны. Привел и такие цифры: финансирование программы перевода частей и соединений постоянной боевой готовности на контракт обеспечены в 2005 году суммой в 16 млрд. 671 млн. рублей, а планировалось выделить 19 млрд. 913 млн. На 2006 год выделено 22 млрд. 306. рублей, а планировалось 23 млрд. 153 млн. То есть недофинансирование за последних два года составило 4 млрд. 88 млн. рублей. Теперь за тем, чтобы все цифры соответствовали плановым назначениям, тоже придется следить вице-премьеру. Правда, результаты его работы мы сможем оценить только к 2008-му году.
Министр обороны связал себя неоднократными публичными обещаниями запустить систему перевооружения армии и флота и завершить к 2008 году выполнение Федеральной целевой программы перевода частей и соединений постоянной боевой готовности на преимущественно контрактный принцип комплектования. Что позволит с этого же времени призывать солдат срочной службы на 12 месяцев. Сейчас у него появился реальный административный рычаг добиться выполнения такой задачи. Хотя многие независимые эксперты полагают, и автор тут с ними полностью согласен, что сделать это невозможно без опоры на поддержку гражданского общества.
А с этим в министерстве обороны пока неважно. Особенно на информационном поле. За что даже попенял на недавнем совещании в минобороны военным и президент России, когда говорил: «опыт моего общения с военнослужащими – в частях, на флоте – показывает, что далеко не всегда все знают, что должно происходить». Только раз за последнее время на коллегию к силовикам пригласили представителей общественности. В том числе и тех, кто неоднократно критиковал генералов за те или иные просчеты в военной реформе. Очень интересным получился разговор. А где результаты? Только в том, что на армейском Олимпе признали: на контракт надо переводить не только рядовых, но, в первую очередь, всех сержантов линейных частей, где они будут «профессионально заниматься обучением и воспитанием подчиненных».
…В редакции, где я работал в молодости, было два Ивановых. Один – начальник отдела писем, очень пожилой подполковник, который практически не писал. Второй – бывший адъютант командующего, получивший высшее журналистское образование, но ни дня до этого не трудившийся в газете. Злые языки подшучивали над ними: на Ивановых держится Россия, но не редакция.
У Сергея Борисовича есть сейчас хороший шанс доказать всем скептикам, что на Ивановых держится не только Россия, но и ее армия и даже оборонно-промышленный комплекс.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции