Политический обозреватель РИА «Новости» Андрей Кисляков.
Если признать, что новый год уже совсем близко, то январская встреча руководителей космических ведомств России и Соединенных Штатов – событие скорое и очень важное. Ведь на этой встрече предполагается закрепить достигнутые договоренности о совместной эксплуатации Международной космической станции (МКС) – единственной на сегодняшней день интернациональной пилотируемой космической программе.
Конечно, отрадно, что на сей раз здравый смысл оказался сильнее политических амбиций, и Конгресс США внес поправки в закон о нераспространении, который намертво блокировал любую возможность НАСА осуществлять платежи Роскосмосу, в частности, по программе МКC. Но если попытаться выделить основную тенденцию в российско-американских отношениях в области космоса, то невольно начинаешь доверять высказыванию о том, что новое – это хорошо забытое старое.
В целом за первые годы нового тысячелетия, т.е. за время правления администрации Джорджа Буша американский взгляд на соответствующее сотрудничество с Россией изменился по сравнению с видением Билла Клинтона так, как будто мы попали в конец 60-х годов прошлого века и анализируем подход к сотрудничеству с СССР Джона Кеннеди и его преемника Линдона Джонсона.
Давайте проверим.
В силу многих причин и, прежде всего, справедливо полагая, что США вряд ли сумеют выиграть в космической гонке с СССР, Кеннеди четко намеревался построить «космический мост» между двумя странами. Чего стоит одно его знаменитое обращение к СССР через ООН, в котором содержалось приглашение объединить с Соединенными Штатами усилия для осуществления полета на Луну.
Как и Кеннеди, Джонсон также проявил немалый интерес к освоению космического пространства. Однако главная цель этого президента, который в отличие от своего предшественника, так ни разу официально не обратился к Кремлю с предложением о партнерстве, сводилась к одному - обеспечить любой ценой ведущую роль Америки в космосе. Об этом Джонсон заявил открыто 9 ноября 1969 года, когда вручал медали НАСА «За заслуги» членам лунного экипажа «Аполлон-8» Ясно, что для последователя J.F.K. космос становился в большей мере полем соперничества, чем сотрудничества.
С другой стороны было и «некосмическое» обстоятельство, которое ставило во времена Джонсона Советский Союз и Соединенные Штаты по разные стороны в деле освоения космического пространства. Ширящееся противостояние во Вьетнаме. В то время как Вашингтон бомбил в угоду Южному Вьетнаму - Северный, СССР открыто помогал Северному Вьетнаму, что и являлось в те годы стержнем «холодной войны».
В наш новый век открытое противостояние, кажется, ушло. Но… Благородный порыв Билла Клинтона объединится и всем миром работать на Международной космической станции (МКС), мягко говоря, не разделяет ни администрация Джорджа Буша, ни руководство НАСА, несмотря на формальные заявления продолжать партнерство с Россией по программе МКС. На американской повестке сегодня, как и 40 лет назад – лунная программа, на сей раз «Констеллейшн» (Созвездие), которая призвана подчеркнуть лидерство Нового Света в организации длительных межпланетных экспедиций. Причем, - самостоятельно. Ведь пока американское руководство ограничивается общими фразами, говоря о возможном сотрудничестве с Россией в деле освоения дальнего космоса.
Одновременно все более вяло комментирует НАСА перспективы США в отношении МКС, напомним, единственной пока точки приложения российско-американских усилий в области пилотируемых полетов. Теперь, если верить приведенным в интернет-издании «Спейс ком» от 17 ноября словам нового руководителя Центра пилотируемых полетов имени Линдона Джонсона в Хьюстоне Майкла Клоутса, перед американским космическим ведомством стоит задача завершить монтаж орбитального комплекса насколько это возможно. Если не ошибаюсь, подобный подход к проблеме называется на бюрократическом языке «спустить проблему на тормозах».
Вот и приходится пока бродить по кругу вместо рывка к новому.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции