Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий – «РИА Новости».
Подписание Владимиром Путиным и Исламом Каримовым договора о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном не стало сенсацией. В течение последних месяцев две страны последовательно сближались друг с другом. Одновременно стремительно нарастали противоречия между Узбекистаном и Западом: андижанские события стали лишь апогеем этого процесса. Запад активно критикует Ташкент, обвиняя его в нарушениях прав человека. В свою очередь, для России более важным является прагматическое партнерство со страной, которая еще не так давно входила в состав СССР.
Теперь Узбекистан становится не просто партнером России по СНГ (как Украина или Грузия), а ее союзником. Такое развитие событий усиливает российские позиции в Центральной Азии. Напомним, что Казахстан, Киргизия и Таджикистан уже входят в состав пророссийского блока Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Сейчас единственным исключением является Туркмения, сознательно проводящая политику автаркии. По словам Каримова, речь идет «о регионе, присутствие в котором России никто и никогда оспаривать не сможет». Отметим, что узбекский президент во время визита в Москву также особо отметил, что его страна заинтересована в налаживании взаимодействия с ОДКБ. Так что не исключена дальнейшая институционализация союзнических отношений между Москвой и Ташкентом.
Отметим еще два знаковых обстоятельства, связанные с подписанным договором. Во-первых, этот документ предоставляет странам-участникам возможность использовать военные объекты друг друга «в целях обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности» и на основе отдельных договоров. Это положение привело к появлению версии о том, что подписанный договор предусматривает создание военной базы России на узбекской территории. Однако в действительности все обстоит несколько иначе: речь идет не о создании базы, а о теоретической возможности для этого в будущем. Не случайно, что высокопоставленный российский источник заявил, что «вопрос о создании в Узбекистане российской военной базы сегодня на повестке дня не стоит». Таким образом, в планы России вовсе не входит раздражать США, которые сейчас занимаются выводом своей базы в Ханабаде: понятно, что американцы резко негативно восприняли бы скорейшее появление в Узбекистане военного объекта России. В то же время такое право Россия за собой резервирует на будущее.
Во-вторых, еще перед вылетом в Москву Ислам Каримов обратил внимание, что договор предусматривает, в том числе, соглашение о взаимной помощи в случае агрессии против одной из сторон. По словам Каримова, все попытки внешнего вмешательства в любой интерпретации будут рассматриваться в аналогии с подобными действиями по отношению к России. «Так что из этого, я считаю, что определенным сторонам придется делать выводы, исходя из других реалий. В общем, замахнувшись на нас, они замахиваются на Россию. И я считаю, что подобные перспективы и их значимость понятны нашим людям», - сказал узбекский президент.
На самом деле, подобные положения есть в любом межгосударственном документе о военном союзе – в противном случае, речь идет о никого ни к чему не обязывающей декларации о намерениях. Понятно, что предусматривается совместное противостояние именно внешней агрессии, факт которой должен быть достоверно установлен. При этом подавление внутренних беспорядков является прерогативой каждой страны в отдельности. Поэтому из текста договора совсем не следует, что Россия может втянуться в очередной конфликт по типу афганского. Это, разумеется, не исключает обмена информацией о наркоторговцах и исламских радикалах, которые угрожают интересам обоих государств.
Столь «продвинутый» союзнический договор, очевидно, выполняет особую роль – он принят в ситуации, когда Ташкент находится под сильнейшим давлением со стороны Запада, который все более превращает режим Каримова в очередного «изгоя». Отметим, что группа американских конгрессменов потребовала введения санкций против Узбекистана и возбуждения дела против Ислама Каримова в Международном уголовном суде. Правительства государств-членов ЕС только что ввели запрет на поставки оружия в Узбекистан, а также наложили запрет сроком на один год на выдачу виз 12 представителям узбекских властей.
В этой ситуации у Ташкента не остается выбора, кроме как ставка на дружбу с Москвой, которая жизненно важна для Каримова. Например, Россия как постоянный член Совбеза ООН имеет возможность ветировать любую резолюцию, предусматривающую санкции в отношении Узбекистана. Что же до негативной реакции Запада, то для России она сейчас не представляет большой проблемы. Во-первых, 1990-е годы, когда страна зависела от западных кредитов, ушли в прошлое. Во-вторых, существуют более существенные поводы для «выяснения отношений» (например, президентские выборы в Белоруссии в следующем году). В-третьих (и это самое главное), на Западе также существенную роль играет прагматизм – и газовое сотрудничество имеет для многих европейских политиков куда большее значение, чем события в далекой от Берлина или Парижа Центральной Азии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции