Рейтинг@Mail.ru
Лед и пламя - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура
Лед и пламя

Великая балерина продолжает царствовать

Читать ria.ru в
Дзен
Судьба великой балерины Майи Плисецкой в начале жизни не обещала девочке ничего кроме терний. Но как писал поэт: «так тяжкий млат, дробит стекло, кует булат». В рациональный холодок классицизма, который привычно царил и царствует до сих пор на сцене Большого театра, Плисецкая привнесла южную, чуть ли не испанскую чувственность. Она не боялась страстей, а в сочетании с вышколенным мастерством и выхоленным рисунком роли, поистине стала королевой балета. Стильная, модная, красавица с прямой спиной, Майя Плисецкая и без сцены продолжает сегодня пленять российскую публику...

Обозреватель "РИА-Новости" Анатолий Королев.

Судьба великой балерины Майи Плисецкой в начале жизни не обещала девочке ничего кроме терний. Она родилась в Москве через год после смерти Ленина, когда власть Сталина грозовой тучей раскинулась над страной. Вскоре семья Майи переехала жить на далекий архипелаг Шпицберген, где отец работал начальником советских угольных рудников. Там, среди льдов, и стал расцветать ее жаркий, страстный танцевальный дар. В сочетании с идеальной фигурой, темпераментом и интеллектом ее талант обещал русской сцене новую Анну Павлову. В 1934 году Майя была принята в Московское хореографическое училище. А три года спустя ее отец был арестован по ложному обвинению и расстрелян, а мать оказалась в тюрьме.

Но как писал поэт: «так тяжкий млат, дробит стекло, кует булат».

Майя прошла через ужас фактического сиротства с прямой спиной балерины и сразу же по окончанию училища была принята в труппу Большого театра. Это случилось в апреле 1943 года, в разгар войны. Что ж, тем сильней - всем смертям назло - молодая балерина принялась творить танцевальное чудо молчания.

В поисках своей манеры Плисецкая акцентировала в танце исключительную пластику, графический артистизм, взволнованную страстность исполнения. В рациональный холодок классицизма, который привычно царил и царствует до сих пор на сцене Большого театра, Плисецкая привнесла южную, чуть ли не испанскую чувственность. Она не боялась страстей, а в сочетании с вышколенным мастерством и выхоленным рисунком роли, поистине стала королевой Большого театра.

Уже  первые партии - Маша в балете Чайковского «Щелкунчик», Одетта-Одилия в «Лебедином озере», Хозяйка Медной горы в балете Прокофьева «Каменный цветок», Раймонда в одноименном балете Глазунова легко утвердили Плисецкую в звании прима-балерины Большого театра и звезды европейского уровня.

«Лебединое озеро» балерина танцевала более 800 раз на протяжении 30 лет!

Сенсацией стало ее исполнение роли Кармен в «Кармен-сюите» Бизе - Щедрина.

К тому времени, о котором идет речь - 60-е годы, -  Плисецкая вышла замуж за Родиона Щедрина. Композитор интеллектуал, концептуалист, создатель новой музыки помог балерине раскрыть до конца свой редкий дар. В танце Кармен Плисецкая создала уникальную серию не танцев даже, а эмоциональных «ожогов», которые, будучи абсолютно продуманными жестами творческой воли, выглядели, тем не менее, как спонтанные импровизации.

Вскоре Плисецкая достигла мировой славы.

Появился «Плисецкий стиль», который до сих пор присутствует в мировом балете: лебединые локти, вскинутая голова, отброшенный назад корпус, фиксированная поза.

Ее взлет на вершины танца совпал с окончательным концом сталинской эпохи, и хотя эра позднего социализма продолжала свой машинальный гнет на творческую свободу, Плисецкая демонстрировала в своем танце горние высоты танцевального духа. Глядя на нее, тысячи людей учились свободе. Ледник начал таять.

Эта политическая составляющая танца Плисецкой мало изучена.

Памятником времени стал ее гениальный «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. Когда-то коронный танец Анны Павловой. Плисецкая решилась повторить его в своей огранке и добилась успеха: ее умирающий лебедь это леденящая смерть, которая превращается в жаркую красоту, и тем самым преображается в вечную жизнь.

В 1972 году она поставила (в союзе с другими балетмейстерами) балет «Анна Каренина» на музыку Щедрина, а восемь лет спустя его же балет «Чайку», где волшебно станцевала главные роли. Затем возглавила труппу Национального балета Испании, за что была награждена испанским королем Хуаном Карлосом орденом и пожалована в дворянское звание.

Век балерины обычно трагически краток. Тут мы вступаем, может быть, в самую загадочную часть ее жизни. Плисецкая сумела сохранить творческий дух, мастерство и красоту и в 50, и в 60, и в 70 лет, вплоть до сегодняшнего юбилея.

50-летие премьера в балете Бежара «Болеро» в Брюсселе.

60-летие премьера балета Щедрина «Дама с собачкой». А это 50 минут танца, плюс 46 минут неистовой «Кармен-сюиты».

Стильная, модная, красавица с прямой спиной, Майя Плисецкая  и без сцены продолжает сегодня пленять российскую публику. Ее предстоящий юбилей - 20 ноября, - Москва встречает настоящим фестивалем в честь великой Майи, кульминацией станет гала-вечер в Кремлевском дворце, где по канве балета «Дон Кихот» хореографы Алексей Ратманский и Дмитрий Черняков готовят  целое танцевальное шоу в честь великой балерины ХХ века.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала