Политический обозреватель РИА «Новости» Марианна Беленькая
Иордания – стала новой мишенью террористов. До сих пор складывалось впечатление, что это страна одна из самых спокойных в регионе. Во многом это впечатление было поверхностным. Теракты в Иордании стали еще одним поводом задуматься о том, что происходит на Ближнем Востоке. В чем корни происходящего?
Иорданские власти обвиняют в организации терактов группировку «Каида аль-джихад в Ираке», возглавляемую выходцем из Иордании Абу Мусабом аз-Заркави. Несмотря на иорданское происхождение этого террориста номер два (после Усамы бен Ладена), власти Королевства указывают на внешние причины происходящего.
Согласимся. Ситуация в Ираке, политика США в этой стране и в регионе в целом, арабо-израильский конфликт. Все это не могло не отразиться на Иордании – граничащей и с Ираком, и с Израилем.
Иордания уже давно является транзитным пунктом на пути в Ирак. Именно здесь сосредоточились бизнес-представительства компаний, покинувшие Багдад на время боевых действий. Именно в Аммане идут зачастую дипломатические и экономические переговоры, касающиеся Ирака. И именно Иордания всегда оказывала поддержку Багдаду при любых обстоятельствах и при любой власти. Она с одной стороны дает убежище дочерям Саддама Хусейна, а с другой первой среди арабских стран направляет своего посла в Ирак. Кстати, именно иорданское посольство стало одним из первых иностранных представительств в Ираке, против которого был осуществлен теракт.
Иордания является и одним из посредников в урегулировании палестино-израильского конфликта. Она одна из немногих арабских стран, кто поддерживает дипломатические отношения с Израилем. Развиваются и экономические и гуманитарные связи двух стран. Кроме того, Иордания – один из самых близких союзников Вашингтона на Ближнем Востоке. В 1996 году ей предоставлен статус "основного ненатовского союзника" США. А в 2000 году королевство стало четвертым государством в мире, подписавшим с американцами соглашение о свободной торговле.
При этом король Иордании Абдалла II старается вести независимую от своих западных союзников политику. Союзнические обязательства не помешали иорданскому монарху отменить в апреле 2004 года визит в Вашингтон, после того как президент США Джордж Буш сделал громкие заявления в поддержку израильского плана одностороннего отделения от Палестины. Король также готов выступить посредником между Вашингтоном и Дамаском, пытаясь предотвратить создания еще одного конфликтного очага в регионе. Иордания в какой-то степени является прообразом мечты о Новом Ближнем Востоке – где прагматизм и бизнес-сотрудничество пришли на смену войнам.
И в этой связи неслучайно, что Иордания стала первой мишенью группировки аз-Заркави после того, как она заявила о расширении своей деятельности за пределы Ирака.
До сих пор столь масштабных терактов в Иордании не было, хотя с проблемой террора иорданские власти знакомы не понаслышке. Здесь постоянно проходят суды над исламистами, подозреваемыми в организации терактов. Приговор, как правило, суровый – или пожизненное заключение или смерть. Как раз накануне последних терактов иорданский суд вынес приговор шести экстремистам из подпольной группировки «Роты Хаттаба». Все они обвинены в планировании и подготовке диверсий против
гостиниц, где останавливаются туристы из США, Израиля и Западной Европы, а также в организации нападений на магазины, в которых продается спиртное.
Что касается группировки аз-Заркави, то именно ее власти Королевства считают виновной в обстреле американских военных судов в иорданском порту Акаба в августе этого года. Одна из ракет упала тогда в израильском курортном городе Эйлат. Аз-Заркави заочно осужден в Иордании за причастность к убийству в 2002 году американского дипломата Лоуренса Фоули. За это же преступление к смерти были приговорены семь других исламистов. Это не первый случай нападения на иностранных дипломатов. В 2001 в Аммане был убит сотрудник дипмиссии Израиля Исхак Сенер. Однако до сих пор сами иорданцы чувствовали себя в относительной безопасности. Взрывы в гостиницах показали – от террористов никто не защищен. Несмотря на то, что среди погибших и раненых в результате терактов есть иностранцы, большинство пострадавших граждане Иордании.
И здесь, возможно, стоить упомянуть о внутренней подоплеке прогремевших в Аммане взрывов. Не сколько иорданской, а общерегиональной. Проблема в усилении политического радикального ислама. В начале 1990-ых ряд стран еще справлялся с этим явлением, или не считал его столь уж опасным (так власти Иордании в 1999 году сами помиловали по всеобщей амнистии приговоренного к 15 годам лишения свободы аз-Заркави). Слишком долго закрывались глаза на теракты, осуществляемые под лозунгами борьбы с оккупантами (будь то американцы и израильтяне). Да, внешние факторы способствуют усилению позиций террористов – и США стоит задуматься о том, что, пытаясь навести порядок в одной стране – будь то Ирак или Сирия, они дестабилизируют ситуацию на Ближнем Востоке. Но и мусульманским странам стоит задуматься, что они сделали, чтобы не допустить усиления позиций террористов.
К чести Иордании, можно сказать, что она сделала многое. Но видимо недостаточно. И видимо в одиночку, учитывая тесные региональные связи, ей не справиться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции