Петр Романов, политический обозреватель "РИА Новости".
Московская милиция тихо восстановила на своей территории (и на всякий случай за надежной оградой) бюст Дзержинского. В свое время МВД по собственной же инициативе в бурные ельцинские времена, когда петлей за горло толпа стаскивала большой монумент «железного Феликса» на Лубянке, от греха подальше тот же бюст еще тише ликвидировала. Видимо, перенесла куда-нибудь в чулан. Теперь, по решению ветеранов, Дзержинский вновь обосновался на привычном для себя месте, то есть снова получил московскую прописку.
Предсказать отклики на это событие и в России, и за рубежом не сложно. Запад решительно осудит, отечественные правые заклеймят, красные восторженно воспримут появление бюста, как подарок к 7 ноября, однако, на мой взгляд, большого значения все это не имеет Важно лишь то, как «на реинкарнацию Феликса» отреагирует самая обычная, нормальная и беспартийная российская публика. Как мне кажется, довольно спокойно. Примерно так же, как она восприняла возвращение на родину праха генерала Деникина, а до этого признание заслуг перед родиной адмирала Колчака, выдающегося русского ученого-полярника и гидролога.
Знаменитая уже историческая сцена - Дзержинского с петлей на шее, при всей неоднозначности этой личности, как неоднозначны, впрочем, и Деникин с Колчаком, у трезвого и здравомыслящего человека ничего кроме чувства брезгливости вызвать не может. Даже, если, как у меня лично, в 37-м и 38-м в семье через лагеря прошли три женщины, двое мужчин были расстреляны, а один умер в лагере от туберкулеза...
Что делать, и Дзержинский наша история! Вешать же историю за шею и не эстетично, и бессмысленно, и не демократично. Короче говоря, не думаю, что памятник Феликсу Дзержинскому подерется с памятником царю-реформатору Александру II, как не подерется памятник Маяковского на Тверской и Есенина, что стоит на станции Дивово по дороге в Константиново. Хотя их поэзия, как известно, мало стыкуется между собой.
Приветствуя перевоз праха Деникина на родину, я писал «Россия уже не та». По поводу восстановления бюста Дзержинского могу повторить то же самое. Сносить памятники – это не признак демократии, это признак разгула революционной стихии. Хорошо, что это уже пройденный этап. Помнить о жертвах гражданской войны и сталинского террора надо обязательно. Однако, не плохо было бы и понимать весь трагизм гражданского противостояния. В том красно-бело-зеленом водовороте ангельски чистым не остался никто. К тому же, всех их уже рассудил Господь.
А вот, чтобы не забывать свою историю, и должны стоять памятники.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции