МОСКВА, 3 ноя - РИА Новости. России потребуется около $4,2 триллиона инвестиций и новые инвестиционные модели для выхода к 2020 году на шестипроцентный рост ВВП. Такое мнение высказал на пресс-конференции в РИА Новости руководитель Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), экономический советник премьер-министра РФ Михаила Фрадкова Андрей Белоусов.
Сценарии экономического развития России до 2020 года содержатся в докладе "Долгосрочные тренды российской экономики", сказал Белоусов.
Экономист пояснил, что четыре сценария развития экономики страны были определены в результате состыковки дополнительных возможностей для роста ВВП и прогнозируемых кризисных периодов. Расчеты проводились исходя из расчета колебаний стоимости нефти Urals на уровне $45-50 за баррель. При условии сохранения стоимости нефти в этом диапазоне "есть еще 6-7 лет, чтобы перестроить экономику и вписаться в те риски, которые мы видим", считает руководитель ЦМАКП.
Вместе с тем, отметил Белоусов, уровень цены на нефть не имеет критического значения, - "риски просто будут сдвигаться по временной шкале".
Говоря о возможных кризисных периодах, Белоусов сообщил, что в докладе прогнозируется прохождение Россией до 2020 года трех кризисных периодов - в 2007-2008 годах, 2011-2012 годах и 2015-2017 годах.
Первый "кризисный узел" будет сопровождаться минимальными экономическими рисками и будет носить в основном административный и социально-политический характер. Но уже в 2011-2012 годах российская экономика столкнется с более значимыми проблемами, в первую очередь - структурными и демографическими, поскольку существенное сокращение трудоспособного населения создаст сильное давление на систему пенсионного обеспечения, прогнозирует Белоусов. В 2015-2017 годах риски могут достигнуть максимальных значений за счет обострения теперь уже экономических проблем и нарастания проблемы эффективности существующего механизма государственного направления.
Но у российской экономики есть преимущества, которых нет у других стран, продолжил Белоусов, - это запасы углеводородного сырья, транзитный потенциал, а также научно-исследовательский и аграрный потенциалы. Эффект от их использования даст около 2% ВВП, но чтобы сохранить 6-7%-ный рост, нужно направить эти деньги на модернизацию отраслей второго эшелона, которые работают на массовые рынки: пищевая, энергомашиностроение, машиностроение, считает советник премьер-министра.
В докладе анализируются четыре сценария развития экономики до 2020 года.
Белоусов рассказал, что первый сценарий - так называемой "сверхиндустриальной модернизации" - подразумевает использование вышеперечисленных преимуществ страны и модернизацию отраслей второго эшелона. Сценарии "бросок в глобализацию" и "экономический неоизоляционизм" предполагают соответственно либо использование сравнительных преимуществ, либо модернизацию массовых перерабатывающих производства, а четвертый - так называемый "энергетический аутизм" - отсутствие каких-либо действий.
"По первому сценарию мы может получить некоторое ускорение роста ВВП в следующее четырехлетие - в начале следующего десятилетия до 2012 года, но потом темпы будут снижаться и снизятся где-то до 6% к 2020 году. В результате броска в глобализацию мы останемся на 4-5%-ном росте, а пик от реализации проектов придется на середину следующего десятилетия. Неоизоляционизм даст эффект лишь первоначально, а потом темпы начнут достаточно быстро падать - где-то до 4%", - прогнозирует Белоусов.
"Максимальный сценарий, который дает 6-7% роста, будет стоить, по нашим оценкам, $4,2 триллиона инвестиций. Из них $500-600 миллионов должно было осуществлено за счет иностранных инвестиций, - сказал Белоусов. - Но проблема состоит в том, что при любом варианте мы не вписываемся в инвестиции при сохранении той модели инвестиций, которая есть сегодня".
В настоящее время инвестиции в основном базируются на собственных средствах компаний, темпы роста которых не дадут экономике модернизироваться в полном объеме, считает Белоусов. Поэтому инвестиционным ресурсом могут стать валовые национальные сбережения.
"В настоящее время мы сберегаем 30% ВВП, норма сбережений у нас порядка 20%, норма инвестиций - порядка 18-20%. В мире этому огромному разрыву между валовыми сбережениями и уровнем инвестиций почти нет аналогов", - говорит Белоусов. Но проблема российского банковского сектора в том, что банки не умеют работать со сбережениями, а "чтобы эти $4,2 триллиона задействовать за 10 лет", важно грамотное их использование. Тем более что в валовых национальных сбережениях, по прогнозам, будет быстро расти доля сбережений домашних хозяйств, а это дорогие деньги - около 10% годовых в настоящее время, отметил экономист.
Он считает, что по итогам реализации всех сценариев среднедушевой ВВП в РФ к 2012 году будет почти одинаковый - где-то $16-17 тысяч (это чуть ниже уровня стран второго эшелона), но затем расхождение будет очень существенным. Так, для первого сценария среднедушевой ВВП в РФ к 2020 году достигнет текущего уровня стран G7 ($29,5 тысяч), но по другим сценариям ВВП будет существенно ниже, например, по самому пессимистическому "через 20 лет еле-еле выйдем на сегодняшний уровень Португалии", прогнозирует Белоусов.
Премьер-министр знаком с нашим докладом, сообщил руководитель ЦМАКП.
"Правительством готовится среднесрочная программа экономического развития, разработаны "Дополнительные меры по ускорению экономического роста и повышению конкурентоспособности отраслей, и мы не хотели бы конкурировать с этими направлениями, тем более что мы принимали участие в разработке этих материалов", - сказал Белоусов.