Рейтинг@Mail.ru
Смутное время уже позади - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Смутное время уже позади

Читать ria.ru в
Дзен
4 ноября в России отмечается новый всенародный праздник – День единения России. Он был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Об истоках и смысле этого праздника рассказывает директор Института российской истории РАН А.Н. САХАРОВ...

Политический обозреватель РИА "Новости" Василий Кононенко.

4 ноября в России отмечается новый всенародный праздник – День единения России. Он был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Об истоках и смысле этого праздника рассказывает директор Института российской истории РАН А.Н. САХАРОВ.

У вновь учреждённого праздника весьма непростая историческая судьба. В начале 30-х годов прошлого столетия в СССР торжествовали идеи «школы Покровского» – нигилистические, отрицавшие, по существу, прежний исторический путь нашей страны, российские реалии прошлого. На первый план выносились факты, связанные с классовой борьбой, с героями революционного движения, повстанцами, бунтарями, – от древности до XX века. Померкли многие страницы отечественной истории. И не только померкли, но были либо вычеркнуты, либо идеологически оболганы. События 1611 – 1612 годов, тем не менее, избежали столь резких ударов со стороны тогдашних нигилистов от власти. Памятник Минину и Пожарскому уцелел. Народная память сильнее всяких идеологических измышлений, любых классовых изощрений и догм. Её уничтожить трудно, порой невозможно.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский не входили в российскую элиту. Они не были ни богаты, ни знамениты. Княжеский род Пожарских считался захудалым, владел несколькими имениями, но особым достатком не обладал. Князь Дмитрий добывал себе средства к существованию государевой службой, был воеводой. Кузьма Минин ходил в земских старостах и являлся, как мы теперь говорим, типичным представителем «нарождающегося среднего класса». Непосредственно каждому из них ни особенности Смуты, ни интервенция практически ничем не угрожали. Владения Дмитрия Пожарского находились, в основном,  далеко от столицы – на территории нынешних Ивановской и Нижегородской областей, по тем временам в глуши. К тому же у руководства Нижнего Новгорода – воеводы и земских кругов – была очень чёткая позиция: «Какая власть в Москве – такую и принимаем». Нижегородцы поддерживали и Василия Шуйского как законно избранного царя, и все те политические тенденции, которые в Москве тогда преобладали.

И Нижний, и округа нижегородская, и другие города поднялись уже в тот период, когда Смута достигла своего апогея. Именно тогда Минин произнёс: «Будет нам похотеть помочь Московскому государству, не пожалеть нам животов своих». То есть люди готовы были отдать свои жизни за Русское государство. Смута довела народ до такого состояния, что он поднялся на смертельную борьбу. Колоссальная энергия народных масс перешла в действие.

Смуте предшествовал страшный голод - в 1601-м, 1602-м, 1603-м годах. Появление Лжедмитрия I поделило русских людей на тех, кто его поддерживал, и тех, кто против него боролся. Началась гражданская война, в которой активно участвовали холопы, крепостные крестьяне под руководством Болотникова. Как говорили в древности, «встал род на род». Из-за многолетней борьбы, долгого и сильного социального напряжения, тяжёлых страданий, связанных с голодом, общество начало деградировать. Основой этой деградации в то время, думаю, стала деградация личности русского человека. Люди перестали верить в Родину, во всё святое, стали думать только о стяжании, о том, чтобы поживиться за чужой счёт. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. И вот эта деградация личности вместе с самозванщиной, восстаниями, уничтожением государственной системы, развалом хозяйства, падением культуры составляли сущность Смутного времени. В тот момент и были, как никогда, уместны исторические слова, сказанные Мининым, ибо спасение государства означало восстановление, возрождение России в широком, подлинно историческом смысле слова. В этом огромная притягательность образа Минина и Пожарского как для людей XVII века, так и для последующих поколений, в том числе для наших современников. В этом высокий смысл нового праздника – Дня народного единства.

Сегодня последствия тяжёлой адаптации вхождения людей в новую общественную систему часто воспринимаются как продолжение смутных времён революционного периода. По-моему, это несправедливо. Смута уже преодолена. С конца 90-х годов прошлого века шёл период стабилизации в стране. Ведь всякие революционные движения подчинены закономерностям: зарождаются, достигают каких-то определённых целей и своего пика. Затем либо терпят фиаско, либо добиваются успехов, а народ постепенно начинает успокаиваться. Общество, слишком долго переживающее эпоху смуты, само себя поедает, разлагает, уничтожает, как это было в начале XVII века. И неизбежно появляются новые Минины и Пожарские. Они действуют так, чтобы привести общественное устройство в соответствие с некой нормой, с таким положением, при котором народ всерьёз начинает заниматься жизнеобеспечением, самоопределением, самозащитой. Думаю, что такая эпоха наступила. Все данные указывают на то, что революционные потрясения конца 80-х – начала 90-х годов себя исчерпали. Всех противоречий они, конечно, не ликвидировали. И никакая революция не способна разрешить все социальные и политические противоречия. Она может их только в некоторой степени сгладить, адаптировать, привести в соответствие с развивающимися цивилизационными тенденциями.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала