Какое значение Баку придает предстоящим парламентским выборам, обеспечены ли политические условия для открытых транспарентных выборов, не стоит ли опасаться "цветных" революций в Азербайджане?
- Это первые парламентские выборы, с тех пор, как президентом Азербайджана стал Ильхам Алиев. К этим выборам проявляется очень большой интерес со стороны международного сообщества. Достаточно сказать, что на эти выборы уже прибыло около 1500 международных наблюдателей, в том числе 663 представителя Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ, 168 – СНГ, 51 – ПАСЕ, а также из более 20 стран и национальных организаций. Кроме того, на выборах будут работать 115 иностранных журналистов из 25 средств массовой информации. Не будет преувеличением утверждение о том, что Азербайджан сегодня оказался в фокусе внимания международных организаций и мировых СМИ, которые внимательно отслеживают все нюансы избирательной кампании и действий властей. Поэтому грядущие выборы – серьезный экзамен на зрелость демократии в Азербайджане, и, естественно, правительство придает очень большое значение тому, чтобы выборы прошли в честных и демократических условиях. Я убежден, что для проведения именно таких выборов власти сделают все возможное. В качестве примера можно привести последние Распоряжения Президента Азербайджанской Республики, связанные с подготовкой и проведением выборов в Милли Меджлис.
Что касается последних событий и арестов высокопоставленных чиновников в Азербайджане, то хотел бы отметить, что действия властей в этом вопросе были адекватны той угрозе, которая возникла для азербайджанской государственности. Фактически, были предприняты упреждающие, превентивные действия, направленные на предотвращение антиконституционных действий и дестабилизацию внутриполитической ситуации. Президент как гарант Конституции имел все основания для того, чтобы вмешаться в ситуацию для обеспечения проведения в Азербайджане парламентских выборов в соответствии с демократическими принципами и стандартами. Уместно здесь привести высказывание Генерального секретаря Совета Европы Терри Дэвиса, который отметил, что действия Президента являются нормальным шагом, отвечающим демократическим принципам. Хотел бы в связи с этим также отметить, что Азербайджан сегодня как никогда нуждается в успешном проведении парламентских выборов, которые призваны сыграть важную роль в демократическом развитии республики и укреплении ее международного имиджа. В этом контексте усилия Президента Азербайджана по созданию стабильной внутриполитической ситуации для успешного завершения избирательной кампании были своевременным шагом, заслуживающим всяческой поддержки.
Проведение возможной параллели с выборами на Украине, то в Азербайджане вряд ли возможно. Все опросы общественного мнения показывают, что рейтинг президента Алиева чрезвычайно высок, а шансы правящей партии на успех напрямую связаны с именем президента и его деятельностью. Что же касается оппозиции, то у нее практически нет поддержки населения. В новейшей истории Азербайджана были, правда, моменты, когда оппозиция собирала на своих митингах до миллиона человек. Это был период конца 80-ых - начала 90–ых годов, когда решалась судьба республики и необходимо было мобилизоваться для отражения армянской агрессии. Это действительно был период подлинного единения народа. Нынешняя же оппозиция со своей критикой властей собирает от силы до 5-10 тысяч человек. Согласитесь, это не тот масштаб, который свидетельствует о подлинно народной поддержке оппозиции и позволил бы ей стать ведущей силой в парламенте.
Азербайджан и Армения заявили о планах увеличения оборонных расходов в 2006 году. Не приведет ли это к гонке вооружения и к росту напряжения в регионе?
- Когда президент Ильхам Алиев заявил, что в следующем году в Азербайджане в два раза увеличатся расходы на оборону, он исходил прежде всего из того, что сам бюджет страны будет в два раза больше. Если бы мы из скудного бюджета всеми силами старались выделить больше денег на оборону, это говорило бы о каких-то агрессивных намерениях. Но, помимо обороны, у нас увеличились расходы и на образование, и на социальные нужды, и на развитие экономики, причем ее ненефтяные сектора. Увеличивается бюджет, соответственно, увеличиваются все статьи, в том числе и на оборону. Иными словами, рост оборонных расходов – это закономерный результат общего процесса укрепления экономического потенциала Азербайджана. А вот для чего Армения, имеющая скромный бюджет, находящаяся в сложном экономическом положении, зависимая от внешней помощи и субсидий и, что важно отметить, буквально «нашпигованная» самым современным оружием, увеличивает расходы на оборону – не понятно.
Как вы можете прокомментировать утверждения ряда СМИ о том, что Вашингтон планирует добиться от Баку разрешения на размещение на территории Азербайджана своих военных баз и радиолокационных станций?
- Президент Азербайджан неоднократно заявлял, что на территории республики нет и не будет военных баз и войск других государств – это принципиальная линия политики, которая была заложена общенациональным лидером Азербайджана Гейдаром Алиевым. Что же касается планов установки на территории Азербайджана радиолокационных станций, то они связаны с необходимостью охраны государственных границ страны и ее топливно-энергетической инфраструктуры. Как известно, Азербайджан вместе с западными компаниями в рамках «проекта века» разрабатывает на Каспии нефтяные месторождения стоимость $4 миллиардов. Это масштабный проект, на котором завязаны интересы ведущих стран мира. Трубопровод Баку-Джейхан был введен в эксплуатацию в этом году, а в 2006 году планируется завершить строительство газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум. Естественно, что США и другие участники данных проектов заинтересованы в создании стабильных условий для реализации этих проектов, поэтому их помощь Азербайджану является вполне логичным и понятным шагом. Кстати, РЛС станут собственностью Азербайджана. Удовлетворение вызывает тот факт, что соседи Азербайджана - Россия и Иран - с пониманием отнеслись к этому вопросу.
Как вы оцениваете нынешний уровень сотрудничества между нашими странами? Как развиваются экономические связи в этом году?
- Российское направление является важнейшим в системе внешнеполитических ориентиров Азербайджана. Начиная с 2000 года, двусторонние отношения стали приобретать более доверительный и динамичный характер. В январе 2001 года состоялся первый визит президента РФ Владимира Путина в Баку. Бывший президент Азербайджана Гейдар Алиев назвал его "поворотным моментом в истории двух стран". Результаты этого визита получили дальнейшее наполнение и развитие в ходе последующих официальных визитов в Россию президентов Азербайджана: в январе 2002 года – Гейдара Алиева и в феврале 2004 года – Ильхама Алиева.
Сегодня и в Баку, и в Москве придерживаются единого мнения о том, что отношения между нашими странами носят характер стратегического партнерства и приобретают все более динамичный и доверительный характер. Ярким проявлением этого является состояние и развитие торгово-экономических отношений. Россия – крупнейший экспортер товаров в Азербайджан (за 2004 год – $621 миллион.) и один из ведущих импортеров наших товаров ($135,7 миллиона). Для сравнения отмечу, что годом раньше весь товарооборот едва превышал $502 миллиона. Только за январь–август 2005 года товарооборот между Азербайджаном и Россией по сравнению аналогичным периодом 2004 года вырос на 36,6 % и составил $592,2 миллиона. К 2003 году в Азербайджане было зарегистрировано 390 компаний с участием российского капитала, 120 представительств и филиалов. Активно идет и обратный процесс, например, в начале 2002 года в Москве начал работу Международный банк Азербайджан–Москва, который быстро вошел в число крупнейших российских банков. Активно и плодотворно развиваются и культурные связи.
Как вы оцениваете роль Минской группы ОБСЕ в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
- Роль Минской группы ОБСЕ и прежде всего ее Сопредседателей в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта должна быть более принципиальной и активной. Азербайджан не возражает против часто используемого Сопредседателями тезиса о том, что основная ответственность за урегулирование данного конфликта лежит, прежде всего, на его сторонах. Это понятно и приемлемо. Но этот тезис лишен смысла, если страны-члены МГ, Сопредседатели и международные организации будут «убегать» от признания незыблемости принципов нерушимости границ, территориальной целостности и суверенитета применительно к Азербайджану и его нагорно-карабахскому региону. Почему эти принципы применимы ко всем другими странам в мире, к странам-членам МГ, к Сопредседателям, к Армении и не применимы к Азербайджану? Почему такое избирательное толкование этих принципов, при том, что сопредседательствующие страны являются в качестве членов СБ ООН как раз гарантами их соблюдения?
Что же касается права на самоопределение, то и здесь у нас есть вопросы - почему армянский народ имеет право на самоопределение и на защиту возникшего на основе реализации этого права армянского государства, а азербайджанский народ – нет.
Хотел бы в связи с Вашим вопросом затронуть и другой момент. В целях дезинформации мирового общественного мнения Азербайджану часто приписывают политику противопоставления двух этих принципов. Должен четко и ясно заявить, что позиция Азербайджана в этом вопросе основана на том, что между правом наций на самоопределение – с одной стороны, и территориальной целостностью, уважением суверенитета и нерушимостью границ – с другой, нет противоречия. Эти нормы дополняют друг друга, действуют в неразрывной связи между собой и - что самое важное - реализуемы лишь в контексте равенства, подчеркиваю, равенства всех членов мирового сообщества, в том числе Азербайджана и Армении. Во взаимосвязи рассматриваются эти нормы в целях и принципах Устава ООН (глава I, статья 1.2) и в Хельсинском заключительном акте, 8-ой принцип которого так и называется – "Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой". Именно равноправие, равные права на самоопределение и независимость, а не самоопределение одного народа за счет другого. Иными словами, в той мере, в какой признается право армянского народа на самоопределение и территориальная целостность образованного на основе этого права армянского государства, должно быть признано и гарантировано право азербайджанского народа на самоопределение и его право самостоятельно определять свою судьбу на собственной территории, в том числе на территории Нагорного Карабаха, а также признание суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики.
Чрезвычайно важной в этом контексте является роль Россия, которая могла бы усилить свое влияние на процесс урегулирования. Ведь российская сторона не раз декларировала свою максимальную готовность продолжать посреднические усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а ее позиция по проблематике права наций на самоопределение, суверенитета и территориальной целостности, которую она неоднократно озвучивала на международных форумах, практически полностью идентична и созвучна позиции Азербайджана. Я внимательно слежу за позицией России, и могу сделать вывод о том, что она также как мы считает, что право на самоопределение, при всей своей важности, не может и не должно истолковываться как разрешение или поощрение действий, подрывающих территориальную целостность и единство суверенных государств. Иной подход чреват деградацией сути самоопределения до уровня сепаратизма, который, особенно в своей агрессивной форме, превратился сегодня в один из главных источников внутригосударственных конфликтов и региональной нестабильности. Россия сегодня, также как и Азербайджан, призывает к тому, чтобы мировое сообщество решительно пресекало любые сепаратистские проявления, жестко и последовательно защищало принципы суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ при полном искоренении случаев поощрения и поддержки сепаратистских сил извне. Таким образом, есть все основания для того, чтобы Россия, являющаяся дружественным государством, заняла более динамичную и последовательную позицию в данном вопросе.
Что на Ваш взгляд необходимо сделать, чтобы сдвинуть процесс урегулирования конфликта с мертвой точки?
- Позиция Азербайджанской Республики здесь сводится к тому, что справедливое урегулирование конфликта возможно лишь на основе соответствующих резолюций СБ ООН, при отказе Армении от враждебной политики и агрессивных действий в отношении Азербайджана, освобождении оккупированных азербайджанских территорий. Лишь на этой основе возможна широкая, на основе международного опыта и права, автономия для армян Нагорного Карабаха в рамках единого Азербайджана. Поддержка армянской стороной этой справедливой позиции могла бы способствовать установлению прочного и безопасного мира в регионе, открыла бы неограниченные возможности для развития наших стран и народов через взаимовыгодное сотрудничество и диалог, способствуя нахождению ими своего достойного места в современном мире.
Интервью взял спецкорр РИА Новости Андрей Малышкин