Рейтинг@Mail.ru
Интервью Рамиза Ризаева перед парламентскими выборами в Азербайджане - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью Рамиза Ризаева перед парламентскими выборами в Азербайджане

Читать ria.ru в
Дзен
Это первые парламентские выборы, с тех пор, как президентом Азербайджана стал Ильхам Алиев. К этим выборам проявляется очень большой интерес со стороны международного сообщества.

Какое значение Баку придает предстоящим парламентским выборам, обеспечены ли политические условия для открытых транспарентных выборов, не стоит ли опасаться "цветных" революций в Азербайджане?

- Это первые парламентские выборы, с тех пор, как президентом Азербайджана стал Ильхам Алиев. К этим выборам проявляется очень большой интерес со стороны международного сообщества. Достаточно сказать, что на эти выборы уже прибыло около 1500 международных наблюдателей, в том числе 663 представителя Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ, 168 – СНГ, 51 – ПАСЕ, а также из более 20 стран и национальных организаций. Кроме того, на выборах будут работать 115 иностранных журналистов из 25 средств массовой информации. Не будет преувеличением утверждение о том, что Азербайджан сегодня оказался в фокусе внимания международных организаций и мировых СМИ, которые внимательно отслеживают все нюансы избирательной кампании и действий властей. Поэтому грядущие выборы – серьезный экзамен на зрелость демократии в Азербайджане, и, естественно,  правительство придает очень большое значение тому, чтобы выборы прошли в честных и демократических условиях. Я убежден, что для проведения именно таких выборов власти сделают все  возможное. В качестве примера можно привести последние Распоряжения Президента Азербайджанской Республики, связанные с подготовкой и проведением выборов в Милли Меджлис.

Что касается последних событий и арестов высокопоставленных чиновников в Азербайджане, то хотел бы отметить, что действия властей в этом вопросе были адекватны той угрозе, которая возникла для азербайджанской государственности. Фактически, были предприняты упреждающие, превентивные действия, направленные на предотвращение антиконституционных действий и дестабилизацию внутриполитической ситуации. Президент как гарант Конституции имел все основания для того, чтобы вмешаться в ситуацию для обеспечения  проведения в Азербайджане парламентских выборов в соответствии с демократическими принципами и стандартами. Уместно здесь привести высказывание Генерального секретаря Совета Европы Терри Дэвиса, который отметил, что действия Президента являются нормальным шагом, отвечающим демократическим принципам.  Хотел бы в связи с этим также отметить, что Азербайджан сегодня как никогда нуждается в успешном проведении парламентских выборов, которые призваны сыграть важную роль в демократическом развитии республики и укреплении ее международного имиджа. В этом контексте усилия Президента Азербайджана по созданию стабильной внутриполитической ситуации для успешного завершения избирательной кампании были своевременным шагом, заслуживающим всяческой поддержки.

Проведение возможной параллели с выборами на Украине, то в Азербайджане вряд ли возможно. Все опросы общественного мнения показывают, что рейтинг президента Алиева чрезвычайно высок, а шансы правящей партии на успех напрямую связаны с именем президента и его деятельностью. Что же касается оппозиции, то  у нее практически нет поддержки населения. В новейшей истории Азербайджана были, правда, моменты, когда оппозиция собирала на своих митингах до миллиона человек. Это был период конца 80-ых - начала 90–ых годов, когда решалась судьба республики и необходимо было мобилизоваться для отражения армянской агрессии. Это действительно был период подлинного единения народа. Нынешняя же оппозиция со своей критикой властей собирает от силы до 5-10 тысяч человек. Согласитесь, это не тот масштаб, который свидетельствует о подлинно народной поддержке оппозиции и позволил бы ей стать ведущей силой в парламенте.

Азербайджан и Армения заявили о планах увеличения оборонных расходов в 2006 году. Не приведет ли это к гонке вооружения и к росту напряжения в регионе?

- Когда президент Ильхам Алиев заявил, что в следующем году в Азербайджане в два раза увеличатся расходы на оборону, он исходил прежде всего из того, что сам бюджет страны будет в два раза больше. Если бы мы из скудного бюджета всеми силами старались выделить больше денег на оборону, это говорило бы о каких-то агрессивных намерениях. Но, помимо обороны, у нас увеличились расходы и на образование, и на социальные нужды, и на развитие экономики, причем ее ненефтяные сектора. Увеличивается бюджет, соответственно, увеличиваются все статьи, в том числе и на оборону. Иными словами, рост оборонных расходов – это закономерный результат общего процесса укрепления экономического потенциала Азербайджана. А вот для чего Армения, имеющая скромный бюджет, находящаяся в сложном экономическом положении, зависимая от внешней помощи и субсидий и, что важно отметить, буквально «нашпигованная» самым современным оружием, увеличивает расходы на оборону – не понятно.
 
Как вы можете прокомментировать утверждения ряда СМИ о том, что Вашингтон планирует добиться от Баку разрешения на размещение на территории Азербайджана своих военных баз и радиолокационных станций?

- Президент Азербайджан неоднократно заявлял, что на территории республики нет и не будет военных баз и войск других государств – это принципиальная линия политики, которая была заложена общенациональным лидером Азербайджана Гейдаром Алиевым. Что же касается планов установки на территории Азербайджана радиолокационных станций, то они связаны с необходимостью охраны государственных границ страны и ее топливно-энергетической инфраструктуры. Как известно, Азербайджан вместе с западными компаниями в рамках «проекта века» разрабатывает на Каспии нефтяные месторождения стоимость $4 миллиардов. Это масштабный проект, на котором завязаны интересы ведущих стран мира. Трубопровод Баку-Джейхан был введен в эксплуатацию в этом году, а в 2006 году планируется завершить строительство газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум. Естественно, что США и другие участники данных проектов заинтересованы в создании стабильных условий для реализации этих проектов, поэтому их помощь Азербайджану является вполне логичным и понятным шагом. Кстати, РЛС станут собственностью Азербайджана. Удовлетворение вызывает тот факт, что соседи Азербайджана - Россия и Иран - с пониманием отнеслись к этому вопросу. 

Как вы оцениваете нынешний уровень сотрудничества между нашими странами? Как развиваются экономические связи в этом году?

- Российское направление является важнейшим в системе внешнеполитических ориентиров Азербайджана. Начиная с 2000 года, двусторонние отношения стали приобретать более доверительный и динамичный характер. В январе 2001 года состоялся первый визит президента РФ Владимира Путина в Баку. Бывший президент Азербайджана Гейдар Алиев назвал его  "поворотным моментом в истории двух стран".  Результаты этого визита получили дальнейшее наполнение и развитие в ходе последующих официальных визитов в Россию президентов Азербайджана: в январе 2002 года – Гейдара Алиева и в феврале 2004 года – Ильхама Алиева.

Сегодня и в Баку, и в Москве придерживаются единого мнения о том, что отношения между нашими странами носят характер стратегического партнерства и приобретают все более динамичный и доверительный характер. Ярким проявлением этого является состояние и развитие торгово-экономических отношений. Россия – крупнейший экспортер товаров в Азербайджан (за 2004 год – $621 миллион.) и один из ведущих импортеров наших товаров ($135,7 миллиона). Для сравнения отмечу, что годом раньше весь товарооборот едва превышал $502 миллиона. Только за январь–август 2005 года товарооборот между Азербайджаном и Россией по сравнению аналогичным периодом 2004 года вырос на 36,6 % и составил $592,2 миллиона. К 2003 году в Азербайджане было зарегистрировано 390 компаний с участием российского капитала, 120 представительств и филиалов. Активно идет и обратный процесс, например, в начале 2002 года в Москве начал работу Международный банк Азербайджан–Москва, который быстро вошел в число крупнейших российских банков. Активно и плодотворно развиваются и культурные связи.

Как вы оцениваете роль Минской группы ОБСЕ в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта?

- Роль Минской группы ОБСЕ и прежде всего ее Сопредседателей в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта должна быть более принципиальной и активной. Азербайджан не возражает против часто используемого Сопредседателями тезиса о том, что основная ответственность за урегулирование данного конфликта лежит, прежде всего, на его сторонах. Это понятно и приемлемо. Но этот тезис лишен смысла, если страны-члены МГ, Сопредседатели и международные организации будут «убегать» от признания незыблемости принципов нерушимости границ, территориальной целостности и суверенитета применительно к Азербайджану и его нагорно-карабахскому региону. Почему эти принципы применимы ко всем другими странам в мире, к странам-членам МГ, к Сопредседателям, к Армении и не применимы к Азербайджану?  Почему такое избирательное толкование этих принципов, при том, что сопредседательствующие страны являются в качестве членов СБ ООН как раз гарантами их соблюдения? 

Что же касается права на самоопределение, то и здесь у нас есть вопросы - почему армянский народ имеет право на самоопределение и на защиту возникшего на основе реализации этого права армянского государства, а азербайджанский народ – нет.

Хотел бы в связи с Вашим вопросом затронуть и другой момент. В целях дезинформации мирового общественного мнения Азербайджану часто приписывают политику противопоставления двух этих принципов. Должен четко и ясно заявить, что позиция Азербайджана в этом вопросе основана на том, что между правом наций на самоопределение – с одной стороны, и территориальной целостностью, уважением суверенитета и нерушимостью границ – с другой, нет противоречия. Эти нормы дополняют друг друга, действуют в неразрывной связи между собой и - что самое важное - реализуемы лишь в контексте равенства, подчеркиваю, равенства всех членов мирового сообщества, в том числе Азербайджана и Армении. Во взаимосвязи рассматриваются эти нормы в целях и принципах Устава ООН (глава I, статья 1.2) и в Хельсинском заключительном акте, 8-ой принцип которого так и называется – "Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой". Именно равноправие, равные права на самоопределение и независимость, а не самоопределение одного народа за счет другого. Иными словами, в той мере, в какой признается право армянского народа на самоопределение и территориальная целостность образованного на основе этого права армянского государства,  должно быть признано и гарантировано право азербайджанского народа на самоопределение и его право самостоятельно определять свою судьбу на собственной территории, в том числе на территории Нагорного Карабаха, а также признание суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики.

Чрезвычайно важной в этом контексте является роль Россия, которая могла бы усилить свое влияние на процесс урегулирования. Ведь российская сторона не раз декларировала свою максимальную готовность продолжать посреднические усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а ее позиция по проблематике права наций на самоопределение, суверенитета и территориальной целостности, которую она неоднократно озвучивала на международных форумах, практически полностью идентична и созвучна позиции Азербайджана. Я внимательно слежу за позицией России, и могу сделать вывод о том, что она также как мы считает, что право на самоопределение, при всей своей важности, не может и не должно истолковываться как разрешение или поощрение действий, подрывающих территориальную целостность и единство суверенных государств. Иной подход чреват деградацией сути самоопределения до уровня сепаратизма, который, особенно в своей агрессивной форме, превратился сегодня в  один из главных источников внутригосударственных конфликтов и региональной нестабильности. Россия сегодня, также как и Азербайджан, призывает к тому, чтобы мировое сообщество решительно пресекало любые сепаратистские проявления, жестко и последовательно защищало принципы суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ при полном искоренении случаев поощрения и поддержки сепаратистских сил извне. Таким образом, есть все основания для того, чтобы Россия, являющаяся дружественным государством, заняла более динамичную и последовательную позицию в данном вопросе.

Что на Ваш взгляд необходимо сделать, чтобы сдвинуть процесс урегулирования конфликта с мертвой точки?

- Позиция Азербайджанской Республики здесь сводится к тому, что справедливое урегулирование конфликта возможно лишь на основе соответствующих резолюций СБ ООН, при отказе Армении от враждебной политики и агрессивных действий в отношении Азербайджана, освобождении оккупированных азербайджанских территорий. Лишь на этой основе возможна широкая, на основе международного опыта и права, автономия для армян Нагорного Карабаха в рамках единого Азербайджана. Поддержка армянской стороной этой справедливой позиции могла бы способствовать установлению прочного и безопасного мира в регионе, открыла бы неограниченные возможности для развития наших стран и народов через взаимовыгодное сотрудничество и диалог, способствуя нахождению ими своего достойного места в современном мире.

Интервью взял спецкорр РИА Новости Андрей Малышкин

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала