Евгений Пахомов
ИСЛАМАБАД, 28 окт - РИА Новости. Региональный координатор гуманитарных операций ООН Рашид Халиков, который в настоящее время находится в Пакистане, просит российских военных оказать помощь пострадавшей от землетрясения стране.
"Я, как сотрудник ООН, полагаю, что у российских вооруженных сил есть уникальная возможность помочь пострадавшим от землетрясения. Я говорю про вертолеты, которых здесь не хватает, про военные теплые палатки, про медикаменты. Может быть оказана поддержка и в создании воздушного моста для переброски гуманитарной помощи пострадавшим", - сказал он в пятницу в интервью российским журналистам, аккредитованным в Исламабаде.
По его словам, гуманитарная операция в Пакистане сталкивается с огромными трудностями.
"Если кто-нибудь писал бы учебник по оказанию гуманитарной помощи и попытался бы определить основные проблемы, то он все нашел бы здесь: огромная пострадавшая территория - около 30 тысяч квадратных километров, больше трех миллионов населения, разбросанного по небольшим деревушкам и хуторам в горах, приближающийся холодный сезон", - сказал высокопоставленный сотрудник ООН.
"Способность управления столь сложной территорией у местных властей еще до землетрясения была не слишком большой, а сейчас совсем ослабла. Могу сказать, что руководитель провинции, в которой я работаю, живет в своем офисе, а другие представители администрации живут в палатках - их дома полностью разрушены. Часть дорог до сих пор не расчищена. А теперь еще у нас нет средств проводить гуманитарную операцию - деньги от стран-доноров поступают крайне медленно", - добавил он.
Отвечая на вопрос РИА Новости, удастся ли нормализовать ситуацию в течение ближайших двух-трех недель, когда ожидается приход зимы в пострадавшие районы, Халиков ответил: "Мы делаем все, что можем. Представители ООН проводят постоянные встречи с донорами в Нью-Йорке, Женеве и Исламабаде. Мы провели на днях большую конференцию в Женеве, на которую приехал генеральный секретарь ООН - я не помню, чтобы он когда-нибудь посещал конференции, посвященные оказанию помощи одной стране. Мы готовы показывать представителям стран-доноров, что происходит на месте - в Багхе, Балакоте, Мансехре, Музаффарабаде, других разрушенных городах, - чтобы они увидели, что сейчас у ООН уже есть возможность оказывать помощь, которой не было раньше, несколько недель назад, когда еще никто не мог представить масштабы этой катастрофы".
На вопрос о том, есть ли у ООН статистика погибших при землетрясении (в местных источниках публикуются цифры от 54 до 300 тысяч), представитель ООН ответил: "Это страшно, что потеряны жизни. Точную цифру мы, возможно, никогда не узнаем, как нет точной цифры погибших при азиатском цунами или других землетрясениях. Но для мобилизации гуманитарных усилий гораздо важнее сейчас те, кто остался в живых - а это три миллиона человек, оказавшихся без крова".
Отвечая на вопрос корреспондента РИА Новости об объемах необходимой помощи пострадавшим от землетрясения районам Пакистана, Халиков сказал: "Следует помнить, что в течение шести месяцев придется доставлять продовольствие, как мы теперь полагаем, более чем двум миллионам человек! Уже поставлено около 100 тысяч палаток международным сообществом и 60 тысяч палаток - правительством Пакистана. Но палатки нужны еще. Это действительно бедствие. Работают вертолеты, грузовики. Солдаты пешком, на себе несут грузы в горные деревни, чтобы хоть как-то помочь людям".
"Мы намерены, когда ситуация несколько нормализуется, организовать курсы для пакистанской армии по проведению гуманитарных операций. Ведь это одна из главных задач любой армии - помогать своему народу. Если военные будут знать, как это делать, помощь будет намного эффективнее", - добавил он.
Как сообщил Рашид Халиков, важная задача сейчас - координировать усилия для оказания максимально эффективной помощи. Так, командующие пакистанскими дивизиями в Багхе, Мансехре и Музаффарабаде по просьбе ООН готовят специальные карты, где отмечены районы бедствия, разделенные по трем категориям: "высокий риск - сложная транспортировка гуманитарных грузов, средний риск - менее сложная транспортировка, небольшой риск - несложная транспортировка".
По его словам, "это позволит ООН, правительству Пакистана, Международному комитету Красного креста и неправительственным организациям представлять районы помощи и избежать дублирования при распределении ресурсов, которых, увы, не так много".