- Владимир Тимофеевич, по вашему мнению, не пришла ли пора, когда стоит каким-то образом ограничить бюджеты российских хоккейных клубов?
- Следует озаботиться не бюджетами клубов, а такой составляющей бюджета как доходы игроков, что составляет львиную долю от бюджета любого клуба. Если бюджет клуба растет за счет стремления к улучшению его инфраструктуры - к примеру, строительства тренировочного катка, расширения деятельности детско-юношеской спортивной школы и т.п., то это необходимо не только приветствовать, но и поощрять, в том числе и со стороны государства.
Что касается ограничения доходов игроков, именно доходов, полученных как в денежной, так и в натуральной формах и являющихся налоговой базой, а не заработной платы, то это достаточно сложный вопрос, как с точки зрения экономики, права, так и развития отрасли в целом.
Популистские призывы «ограничить», «выровнять», «ввести потолок зарплат» и т.п. – это все пустое. Любой запрет по линии администрирования легко обходится как минимум сотней вполне законных способов. Таковы сегодняшние и на ближайшую перспективу реалии. А вот симбиоз рыночных механизмов и локального нормотворчества результат принести может. И такой план действий в лиге был разработан еще три года назад.
- А как повлиял на этот план массовый приезд в Россию в прошлом сезоне хоккеистов из Национальной хоккейной лиги?
- К сожалению, прошедший сезон существенно затормозил его реализацию. Приезд хоккеистов из НХЛ послужил катализатором резкого скачка бюджетов клубов. Следует признать, что мы допустили тогда ошибку, разрешив клубам без каких-либо ограничений приглашать этих игроков. Но тогда нам бы такого шага любители хоккея не простили. В итоге мы сделали шаг вперед в популяризации хоккея, позволили россиянам воочию лицезреть мировых звезд, но в плане реализации экономической стратегии лиги и клубов сделали два шага назад.
- А каковы пути реализации этой стратегии?
- На рынке хоккейной рабочей силы предложения должны превышать спрос. На сегодняшний день реальной силой воспроизводства хоккеистов высокого уровня являются только профессиональные клубы. В составах их команд должны появляться собственные воспитанники, а невостребованные – уходить на свободный рынок предложений. Уже в действующий регламент лига включила положение, к которому, например, европейский футбол пришел несколько позже, а именно: в заявки команд, начиная с сезона-2006/07 и далее, должны будут в обязательном порядке включаться воспитанники либо собственной детско-юношеской спортивной школы, либо школы, состоящей с клубом в договорных отношениях. При этом количество таких игроков с каждым годом будет возрастать. Это лишь один пример из регламента и выработанной стратегии. Вкупе с другими решениями это обязательно приведет к достижению поставленной цели.
Никто три года назад не верил, что лига сдвинет с мертвой точки проблему отживших свой век хоккейных арен. Но после серьезной аналитической проработки было принято решение: сезон 2007/08 г.г. все клубы Суперлиги должны начинать во Дворцах спорта, отвечающих всем мировым стандартам. Были приняты не только такое решение, но и, что является определяющим, механизм его реализации. Результат известен: казанский «Ак Барс», нижнекамский «Нефтехимик», магнитогорский «Металлург», подмосковный «Химик», омский «Авангард», уфимский «Салават Юлаев» будут начинать указанный сезон на новых современных аренах.
Но нельзя в рассматриваемом вопросе и перегнуть палку, иначе мы вернемся к временам, когда наши хоккеисты поедут на заработки в Европу. Показатель здоровья и эффективности любой отрасли – это ее инвестиционная привлекательность. И чем больше денег будет вкладываться в хоккей, тем лучше. Вот только баланс между двумя чашами расходов - доходы игроков и инфраструктура клуба - необходимо постоянно очень четко выверять.
- С расходами понятно, а что Вы можете сказать о доходах лиги и клубов?
- Лига, как некоммерческое партнерство клубов, по определению не может быть нерентабельной. На сегодняшний день продано коммерческих прав на сумму более тринадцати миллионов долларов на три года, которые распределяются между клубами Суперлиги.
С одной стороны деньги значительные, но если поделить на все клубы Суперлиги, то серьезно пока укрепить их бюджеты они не в состоянии. Анализ рекламного рынка в России показывает, что его объем составляет менее трех миллиардов долларов. Для сравнения в Англии – более 300 миллиардов. Поэтому, к сожалению, в ближайшие 5–7 лет не стоит надеяться на тот уровень доходов от реализации коммерческих прав, какой достигнут в НХЛ, несмотря на то, что рынок рекламы в России прогрессирует невиданными темпами для США и Канады – около 30% в год.
Не в состоянии и телевидение за значительные суммы выкупать соответствующие права у лиги по той же самой причине – нет конкуренции предложений на рекламном рынке. А ведь это базовые элементы доходности.
Что касается клубов, то они могут пополнить свой бюджет от собственной коммерческой деятельности в лучшем случае в объеме 10-15%. И, объективно, в силу социально-экономических условий существенно повысить этот показатель в обозримом будущем не получится. Но, поскольку, нельзя столько заработать, а всё время надеяться на социальную ответственность бизнеса и региональных бюджетов не дальновидно, необходимо меньше тратить, о чём выше мы уже говорили.
- Напоминает ситуацию, сложившуюся в последнее время в тольяттинской «Ладе» и пермском «Молоте-Прикамье»…
- Вот-вот. Когда хоккейный клуб «Лада» Тольятти объявил о резком сокращении бюджета клуба, стали раздаваться голоса о «банкротстве клуба», «крахе клубного хоккея», «российском локауте» и т.п. А нам представляется, что это первые признаки выздоровления, понимания того, что гонка зарплатных вооружений достигла высоты под названием «социально-экономический абсурд». Другое дело, что владельцы «Лады» включив эти действия в общую программу сокращения, либо избавления своего бизнеса от непрофильных активов, на наш взгляд, сделали это несколько поспешно, в разгар сезона. Подобная работа в межсезонье выглядела бы значительно понятнее и избавила от некоторых сопутствующих негативных явлений. Это и зря потраченные средства на селекционную работу, и сложный микроклимат в команде, неопределенность перспектив, подрыв имиджа, нелестный PR и т.д.
Таким образом, случай с «Ладой» в большей степени позитивный, чем негативный. У клуба достаточно средств, чтобы участвовать в чемпионате России и выполнять все свои обязательства по отношению к лиге и своим игрокам.
Другое дело – история с клубом «Молот-Прикамье» Пермь. Вот здесь уже в чистом виде мы наблюдаем утрату экономического потенциала, который позволяет играть в элите российского хоккея. Но это уже другая история, из разряда рыночных отношений. Но уж если мы играем теперь по этим правилам, то и относиться к подобным случаям следует соответствующим образом. К примеру, в 1995 году клуб «Квебек» из НХЛ обанкротился и в полном составе перебрался в Денвер, а через некоторое время выиграл Кубок Стэнли. Или вот в элитном дивизионе итальянского футбола приказала долго жить «Перуджа» и никто там голову пеплом не посыпает и не говорит о кризисе итальянского футбола.
- В последнее время в российских СМИ активно обсуждается идея создания межнациональной хоккейной лиги…
- Как концептуальная, идея заслуживает внимания. Но реализация ее в настоящее время - занятие больше популистское и не принесет реальной пользы ни хоккею Белоруссии, Украины, Латвии, Казахстана, ни России. Приведу слова Председателя Федерации хоккея Белоруссии Владимира Наумова о том, что пока «идея кажется сомнительной». Почему? Да потому что в настоящее время существует пропасть в финансовых возможностях клубов ПХЛ и указанных стран. Один перелет рижской команды в Хабаровск, Новокузнецк или Омск и нет годичного клубного бюджета.
Полагаю, что и нашим клубам игра с заведомо слабыми соперниками - не стимул повышения мастерства. Можно говорить еще и о низкой коммерческой привлекательности подобного проекта, прежде всего со стороны телевидения, и о непонятном месте в системе взаимоотношений сложившихся в системе ИИХФ и т.п. Но главное не в этом. Уже сейчас никто не препятствует играть в нашей лиге командам из других стран. Два клуба из Казахстана уже давно в ней играют, а другие собираются. На протяжении двух последних лет на всех международных форумах мы открыто приглашали в наш чемпионат команды из Белоруссии и всегда слышали ответ: «Мы Вам искренне благодарны за приглашение, но еще не время.
- А если попробовать пригласить команды из более благополучных, и при этом хоккейных стран Европы?
- Еще более нереальная идея - привлечь в новую Евроазиатскую лигу команды из Чехии, Швейцарии, Германии, Словакии, Финляндии, Швеции. Этот вопрос проговаривался с ними еще два года назад, и все без исключения сказали категорическое «нет». Все они отдают предпочтение национальным чемпионатам.
А вот другой проект, о котором, к сожалению, никто не говорит, может стать привлекательным со всех точек зрения и иметь очень хорошую перспективу. Речь идет о Кубке европейских чемпионов по образу и подобию футбольного. При размере призового фонда 5-6 миллионов долларов все ведущие клубы Европы готовы принимать в нем участие. Вот благодарное поле деятельности, приложение сил истинных профессионалов и продвинутого бизнеса.
Подготовил Сергей Аверьянов