Политический обозреватель "РИА Новости" Владимир Симонов.
В Москве с озабоченностью наблюдают, как на Вашингтон надвигается ураган, превосходящий по своим возможным разрушительным последствиям нынешнюю «Вилму». Я имею в виду ураган политический.
На текущей неделе специальный прокурор Патрик Фицджеральд и его большое жюри должны решить, виновны ли две центральные фигуры американской администрации в серьезном, по здешним меркам, преступлении – разглашении в прессе имени действующего агента ЦРУ Валери Плейм. В результате команда Джорджа Буша может лишиться Карла Роува, ближайшего помощника президента, архитектора его победы на выборах 2004 года, и Льюиса Либби, занимающего такой же пост при вице-президенте Дике Чейни. Именно этих двух влиятельных функционеров вашингтонского закулисья многие подозревают в преднамеренной выдаче имени Плейм на растерзание журналистам летом 2003 года.
В эти дни в Белом доме могли бы заколачивать фанерой окна – настолько велик стресс в ожидании удара политической стихии. Все понимают, что суть дела - не столько публичная идентификация личности секретного агента, сколько нечто значительно более емкое, поистине глобальное по своему масштабу.
Существует весьма убедительная теория, что люди Буша сорвали с разведчицы Валери Плейм ее цивильное прикрытие из соображений грубой, циничной мести. Власти хотели досадить ее мужу, бывшему послу США Джозефу Уилсону, известному своей критикой войны в Ираке вообще и утверждений Белого дома насчет разработки Саддамом Хусейном оружия массового уничтожения в частности.
Специальный прокурор ответит, кто выдал агента ЦРУ Плейм и в каких целях.
Таким образом выводы расследования грозят разбередить ноющую рану Америки, которая и не думает заживать. Страна все больше терзается вопросом: была ли оправданной интервенция в Ираке? Или войска отправили на кровопускание в далекие края, руководствуясь фальшивым, подброшенным группкой вашингтонских неоконсерваторов тезисом, будто тогдашний багдадский режим имел доступ к неким бомбам, ракетам или химикатам массового поражения? И готов был снабдить ими по дружбе боевиков «Аль Каиды»?
На фоне явных трудностей США в Ираке эти вопросы расшатывают доверие американцев, в том числе к правящей Республиканской партии, к администрации Джорджа Буша, и становятся для нее неким проклятием, от которого невозможно откреститься. Две тысячи убитых американских солдат и 15 тысяч раненых воспринимаются американской общественностью как трагическая, недопустимая плата за ошибки военной кампании и буксующего послевоенного урегулирования.
Конечно, проведение референдума по иракской конституции может радовать окружение Джорджа Буша и узкую группку иракских вождей. Но это не отменяет того печального обстоятельства, что США проиграли битву за умы и сердца иракцев. Конфиденциальный доклад, только что составленный для министерства обороны Великобритании, свидетельствует: менее 1% иракцев верят в то, что американское и британское военное присутствие в стране способствует их безопасности. Зато 67% убеждены как раз в обратном – именно это присутствие и создает проблемы. Но самое разочаровывающее и страшное для Вашингтона в другой цифре: 65% населения Ирака одобряют нападения на оккупационные силы.
Иначе говоря, явление, именуемое терроризмом в Ираке, во многом демократично – оно отражает волю народного большинства и таким образом претендует на то, чтобы рассматриваться как массовое движение против иностранной оккупации.
В Москве с тревогой наблюдают, как скандал вокруг Карла Роува и Льюиса Либби наслаивается на другие разоблачения, преследующие в последние месяцы американскую администрацию. Не успел Лоуренс Уилкерсон, некогда руководитель офиса экс-госсекретаря США Колина Пауэлла, обвинить вице-президента Дика Чейни и министра обороны Дональда Рамсфелда в сговоре с целью изоляции его шефа от процесса принятия внешнеполитических решений, как на Белый дом обрушился новый тяжкий удар. Причем с самой неожиданной стороны - его нанес давний друг вашингтонских «ястребов» Збигнев Бжезинский.
Обычно радикальный неоконсерватор, этот авторитетный ученый публично ужаснулся по поводу «деградации морального авторитета США в мире». Администрация Буша обманывает себя и Америку, когда объясняет терроризм абстрактной «ненавистью к свободе» и некой «враждебностью цивилизаций», считает Бжезинский. Мишенью международного насилия неизменно оказываются союзники США по углубляющемуся военному вторжению на Ближний Восток и государства-клиенты вроде Израиля. В результате геополитическое отчуждение здравомыслящих стран от США становится угрожающей реальностью нынешнего миропорядка, предупреждает Бжезинский. По его мнению, еще немного, и Джордж Буш может на практике подтвердить вывод известного историка Арнольда Тойнби: главной причиной коллапса империи (в данном случае американской) обычно выступают «самоубийственные деяния лидеров».
Казалось бы, принцип соперничества США и России должен подтолкнуть Москву к тому, чтобы испытывать неуемную радость от неудач конкурента на мировой арене. Но российская политическая элита сегодня так не мыслит - она, напротив, встревожена. Её огорчают признаки того, что ошибки команды Джорджа Буша и, как результат, нарастающая в США двухпартийная критика в ее адрес сковывают возможности Белого дома в главных областях российско-американского сотрудничества – укреплении международной безопасности, противодействии терроризму и поддержании режима нераспространения оружия массового поражения.
От слабеющей администрации, испытывающей сегодня большие трудности даже при продвижении своей кандидатуры на вакантный пост в Верховном суде США, трудно ожидать особого желания следовать зову времени. Так, скажем, Джордж Буш до сих пор не сдержал обещание своей избирательной кампании 2000 года – не снизил уровень готовности максимально возможного количества боеголовок. Отказ от этого бессмысленного наследия холодной войны мог бы резко уменьшить риск случайного запуска.
Еще один красноречивый пример. Стремление заручиться поддержкой Индии в войне с Ираком и создать заслон от Китая толкнуло США на решение оказать помощь в развитии индийской ядерной программы. В результате Вашингтон стал выглядеть в глазах международного сообщества как сторонник двойных стандартов и манипулятор принципами ядерного нераспространения. Как заметил по этому поводу Мухаммед аль-Барадеи, директор МАГАТЭ и лауреат Нобелевской премии мира, трудно убедить человека бросить курить, если сам не расстаешься с сигаретой.
Слабость и неуверенность, нахлынувшие сегодня на администрацию США вместе с волной поразивших ее скандалов, не сулят мировому сообществу, включая Россию, ничего хорошего.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции