Аждар Куртов, Президент Московского центра изучения публичного права – «РИА Новости».
4 декабря этого года состоятся очередные выборы главы самого крупного государства Центральной Азии - Казахстана. Политика, проводимая на протяжении длительного периода времени президентом этой республики – Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, позволяет с большой уверенностью и на этот раз предсказать его победу.
Политическая линия казахстанского лидера базируется на гораздо более сложной методике поведения, чем это имеет место в соседних с Казахстаном государствах. Например, в Туркменистане незыблемость власти конкретной личности обеспечивается средствами из арсенала классического тоталитаризма. Воля вождя – президента Ниязова объявлена абсолютным законом, несогласных с которым моментально подвергают репрессиям, а его идеи – апофеозом гениальности земной цивилизации.
Иной вариант апробирован в Киргизии, где и прежние и многие нынешние политики любят восседать на цветистом ковре из бесчисленных рассуждений о демократии. Всякий режим, как показывает опыт истории, рушится, когда правители теряют чувство меры: будь то патологическая страсть к самолюбованию и самовосхвалению, неадекватное применение масштабных репрессий, экономический авантюризм или тотальное погружение в социальную демагогию.
Казахстан во многом сумел пока всех этих крайностей избежать. Нурсултан Назарбаев действительно гораздо более искушенный и талантливый политик, чем его собратья по цеху в регионе. И хотя современный Казахстан все же далек от того, чтобы признать его образцом посткоммунистических рыночных и демократических трансформаций, тем не менее, под руководством Назарбаева республика действительно достигла немалых результатов в проведении реформ, далеко опередив своих соседей. Надо полагать, что наиболее болезненные проблемы в экономике и социальной сфере, вызывавшие конфликты в середине 90-ых годов, остались позади. Да и политическую проблему – сохранения верховной власти в руках конкретной личности - в Казахстане научились решать менее болезненными средствами, чем в иных местах бывшего СССР.
В высшем руководстве республики Назарбаев оказался еще четверть века назад – в 1984 году, когда он занял пост главы правительства Казахской ССР. В июне 1989 года Назарбаев стал первым лицом в Казахстане после своего избрания первым секретарем ЦК компартии. В определенном (главном образом политическом, а не строго юридическом) смысле именно с этой даты мы может говорить о том, что Назарбаев стал руководить Казахстаном, поскольку вряд ли кто-то может поставить под сомнение тот факт, что в советское время именно высшая партийная номенклатура, а не кто-то еще правили в СССР. При этом надлежит сделать лишь одну оговорку, - все-таки власть республиканских первых секретарей ограничивалась Политбюро ЦК КПСС.
Партийный статус и несомненный политический талант позволили Назарбаеву без труда стать в феврале 1990 года сначала Председателем Верховного Совета Казахской ССР, а после принятия 24 апреля того же года закона об учреждении поста президента, по заведенной советской традиции, рассматриваться как единственная кандидатура на занятие данного поста. И Верховный Совет безальтернативно избирает именно Назарбаева президентом.
Как дальновидный политик Назарбаев, конечно же, предвидел распад СССР. Поэтому непосредственно перед этими событиями 1 декабря 1991 года в Казахстане были проведены всеобщие выборы главы государства. Назарбаев с их помощью стремился усилить легитимности своей власти.
Единственный кандидат, решившийся побороться с ним, - лидер партии «Желтоксан» Кожахмедов тогда был устранен административными методами. Ему не удалось собрать необходимых 100 тысяч подписей в свою поддержку, поскольку из штаб-квартиры Кожахмедова в результате рейда милиции таинственным образом исчезли подписные листы с 40-тысячами подписей.
В октябре 1998 года Назарбаев опять решит сыграть на опережение при помощи сценария досрочных выборов президента. Для этого он инициирует очередную конституционную реформу. Срок полномочий президента будет увеличен с пяти до семи лет. Одновременно, по официальной версии - согласно просьбе депутатов, в максимально сжатые сроки в январе 1999 года пройдут досрочные выборы.
Это были первые в истории Казахстана действительно альтернативные выборы. Однако и на них наиболее опасных конкурентов Назарбаева (например, Акежана Кажегельдина) под изобретенными предлогами не допустили к участию в выборах. В итоге система власти в Казахстане и на сей раз не даст сбоя. За Назарбаева будет отдано 79,78% голосов.
Объективности ради следует отметить, что на политическом поле Казахстана пока нет сколько-нибудь равновеликой Назарбаеву фигуры политического деятеля национального масштаба. Экономический рост же, стабильно отмечаемый здесь в последние годы, выбивает ряд главных козырей, которые обычно использует оппозиция в политической борьбе в аналогичных ситуациях. Кроме этого, наиболее сплоченная часть казахстанской оппозиции придерживается прозападной ориентации, что вызывает настороженность у многих представителей неказахских, в том числе славянских, этносов республики. Некоторые организации русскоязычного населения Казахстана в такой ситуации заявили о своей поддержке кандидатуры Назарбаева на предстоящих выборах. Тем более, что отношения с Россией у президента Казахстана на порядок лучше, чем со многими иными странами СНГ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции