Рейтинг@Mail.ru
Российские метеорологи успешно борются с туманами - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Российские метеорологи успешно борются с туманами

Читать ria.ru в
Дзен
Мировая наука борется с туманами почти 70 лет, но внимание к этой проблеме не ослабевает. Слишком актуален социальный заказ: туман - заядлый враг транспорта, земного и воздушного, он является причиной человеческих жертв и огромных материальных потерь, которые несут авиационные, автомобильные и прочие компании, связанные с движением... «Туманы бывают двух видов - переохлажденные (зимние) и теплые – те, что мы наблюдаем при положительной температуре, - пояснил директор ЦАО профессор Альберт Черников. – Теплые туманы – явление наиболее частое, они составляют 95% от общего количества «тумано-часов» на земном шаре»...

Обозреватель РИА «Новости» Татьяна Синицына.

Мировая наука борется с туманами почти 70 лет, но внимание к этой проблеме не ослабевает. Слишком актуален социальный заказ: туман - заядлый враг транспорта, земного и воздушного, он является причиной человеческих жертв и огромных материальных потерь, которые несут авиационные, автомобильные и прочие компании, связанные с движением.

Эффективных результатов в разработке методов искусственного рассеивания туманов удалось достичь сотрудникам Центральной аэрологической обсерватории Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), расположенной в г. Долгопрудном (предместья Москвы). «Туманы бывают двух видов - переохлажденные (зимние) и теплые – те, что мы наблюдаем при положительной температуре, - пояснил директор ЦАО профессор Альберт Черников. – Теплые туманы – явление наиболее частое, они составляют  95% от общего количества «тумано-часов» на земном шаре».

Именно поэтому в научном коллективе и делается особый акцент на разработку эффективных, экономичных и экологически безопасных способов искусственного рассеяния теплых туманов. Основная идея, включенная в разработки ЦАО, заключалась в создании мобильных термокинетических генераторов подогретого воздуха. Их можно устанавливать на период возникновения туманов вдоль взлетно-посадочной полосы аэродрома, на обочине автодороги, возле всякого другого объекта, где требуется улучшение видимости. Оригинальная высокоэффективная термокинетическая установка, созданная специалистами Обсерватории, позволяет создать зону просветления  шириной 15-20 метров и протяженностью до 200 метров.

К российским противотуманным технологиям первыми проявили интерес итальянские автодорожные компании. В сотрудничестве с  фирмой Аутовие-Венете специалисты ЦАО осуществили проект по рассеянию теплых и переохлажденных (летних и зимних) туманов на автодороге Венеция – Триест. Удалось создать сравнительно недорогие и эффективные системы, обслуживающие особо опасные участки трассы - на многоярусных развязках, вблизи пунктов оплаты проезда. Была также разработана автоматизированная стационарная система азотных генераторов  для рассеяния туманов на станции Venezia Est автострады А4 Венеция-Триест. По техническому заданию ЦАО, несколько итальянских фирм изготовили для этой системы 10 стационарных азотных генераторов, способных работать длительное время без дозаправки. С использованием трехмерной численной модели развития тумана был составлен алгоритм автоматического управления работой системы.

У специалистов ЦАО есть также богатый опыт работы с авиационными компаниями. Зимой и летом они помогают воздействовать на туманы, парализующие московские аэропорты, расположенные в предместьях столицы.  Подобные услуги оказываются и по международным контрактам. Например, в 2001-2002 году российские «мастера по разгону туманов» успешно выполняли заказ казахского Акционерного общества «Международный аэропорт Алматы», который расположен в предгорьях Алатау и часто затягивается сползающими с гор туманами.

Борьба с вредным влиянием туманов на работу авиационного транспорта традиционно ведется по двум направлениям: путем развития методов искусственного рассеяния туманов и создания более совершенных средств посадки по приборам. Современные радиоэлектронные системы обеспечения посадки надежно выводят самолеты на траекторию снижения. Однако на последнем этапе посадки, и особенно в момент касания земли, пилот все же должен отчетливо видеть взлетно-посадочную полосу. Существующие системы слепой посадки по степени надежности пока еще не могут соперничать с визуальной посадкой, при которой пилоты чувствуют себя более уверенно.

«Экономическая эффективность систем рассеяния туманов в аэропортах определяется многими факторами и должна оцениваться для каждого конкретного аэропорта и типа самолетов, - полагает Альберт Черников. – Скажем, если Боинг-747 и Боинг-727  расходуют за 1 час посадки соответственно 18.000 литров и 6.188 литров топлива, то тепловая система рассеяния тумана тратит только 1,5 литра в секунду, а для посадки самолета достаточно включить ее на 5 мин.», - говорит ученый.

В качестве альтернативы термокинетическим генераторам и электростатическим установкам в ЦАО разрабатывается система для рассеяния туманов с применением инфракрасных излучателей. Идеи использовать инфракрасное излучение для воздействия на туманы выдвигались давно, однако не находили практического применения до той поры, пока не появились мощные лазеры инфракрасного диапазона. В последние же годы промышленность выпускает широкую номенклатуру инфракрасных нагревателей, которые после небольшой доработки вполне могут быть использованы для просветления тумана. Они автономны, в качестве энергоносителя в них используется сжиженный газ, керосин или дизельное топливо, а установка не требует никаких строительных работ на аэродроме. Для оптимального размещения инфракрасных нагревателей на взлетно-посадочном поле необходим только детальный учет метеорологических условий.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала