Василий Зубков, экономический обозреватель РИА «Новости».
Ведущие российские компании – операторы сотовой связи после трехлетней подготовки договорились вести единую базу по своим клиентам-неплательщикам. Это должно исправить существующие недостатки системы подсчета абонентов в целом, а также способствовать развитию всего сотового рынка в России.
В России все больше людей пользуются мобильной связью. Объем продаж мобильных телефонов в этом году ожидается более 36 млн. штук. В денежном выражении это $ 5,7 млрд. Однако расхождения, которые мы наблюдаем последние два года в подсчетах численности абонентов сотовой связи в России, становятся все более значительными. И отличаются от номинального количества абонентов, заявляемого операторами на основе своих учетных политик. Такая ситуация отражает проблемы российского рынка сотовой связи в целом.
Так, по данным исследовательской компании ACM-Consulting (Москва), число абонентов мобильной телефонной связи выросло в августе 2005 г на 4,8% по сравнению с июлем 2005 г и достигло 107,33 млн. (степень проникновения сотовой связи в России составила 73,9%). А вот по прогнозу Информационного аналитического Агентства «Сотовик», численность абонентов сотовой связи в России на 1 июля текущего года достигла 71,5 млн. Степень проникновения сотовой связи по количеству «активных абонентов» в РФ на конец первого полугодия 2005 г. составила 49,2%.
Откуда взялась такая огромная разница в количестве абонентов - более чем 30 млн и степени проникновения – почти 25%? Секрет кроется в разнице проданных абонентских SIM- карт и их реальном использовании. Поэтому нам кажется правомерным введение понятия «активный абонент». Под ним аналитики подразумевают абонента, который хотя бы один раз за последний месяц пользовался услугами сотовой связи, вне зависимости от количества активных SIM-карт, находящихся у него в пользовании.
Пока в России еще не выработана единая национальная система подсчета пользователей сотовой телефонной связью, но идея «активного абонента» дает более объективную картину. Это косвенно подтверждает последнее сентябрьское исследование общественного мнения компании ROMIR Monitoring. По его данным, на рынке мобильной связи сотовыми телефонами в России пользуется 53% взрослого населения. Причем порядка 16% пользователей являются абонентами двух, а иногда и трех операторов одновременно.
Несомненно, что для правильного подсчета абонентов мобильной связи надо учитывать убытие по разным причинам SIM- карт. Основная причина здесь в проблеме недобросовестных абонентов, пользующихся кредитными схемами оплаты услуг мобильной связи.
По оценке экспертов, кредитными тарифными планами пользуются около 3 миллионов абонентов сотовых операторов «большой тройки» – МТС, БИЛАЙН, Мегафон. (Доли рынка в целом по России на конец августа 2005 г.: МТС - 34,7%, БИЛАЙН - 34,6%, МегаФон - 18,7%, другие операторы - 12,0%).
Пользователи в кредит получают счета за услуги сотовой связи в конце месяца по фактическому объему потребления услуг. Именно они могут не оплатить оказанные им услуги. Остальные абоненты этого сделать не могут, так как их телефоны блокируются по исчерпанию внесенной ими предоплаты.
Ежегодно ведущие компании российского сотового рынка терпят убыток от неплательщиков. Данные, как правило, не публикуются, но известно, что в 2001 г. из-за должников БИЛАЙН потерял $16 млн. Иногда, задолжав деньги за переговоры, абонент, чтобы не платить, просто «теряет» SIM-карту. И подключается к новому оператору сотовой связи. Компании пытаются вернуть свои деньги через суд, и большую часть дел им удается выиграть. Однако за небольшие суммы операторы и вовсе предпочитают не судиться.
Поэтому ведущие операторы - МТС, Билайн и МегаФон - договорились передавать данные о неплательщиках в единую базу данных, администратором которой является некоммерческое партнерство «Национальное кредитное бюро» (НКБ). Операторы с мая 2005 г синхронно начали предупреждать своих абонентов в текстах клиентских договоров о существовании возможности попадания в список неблагонадежных клиентов при неоплате услуг. Что должно способствовать дальнейшему развитию рынка сотовой связи в России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции