Чрезвычайные происшествия в местах лишения свободы в 2002-2005 гг.
В мае 2002 г. в одной из тюрем близ г. Манаус (Бразилия) вспыхнуло восстание заключенных. Последним удалось захватить шестерых заложников. Полиция была вынуждена провести силовую операцию. Погиб сотрудник тюрьмы, убиты 12 заключенных.
1 августа 2002 г. в Туркмении в колонии 168/3 восемь заключенных объявили забастовку, выдвинув требования смягчения режима и увольнения одного из сотрудников учреждения. Акции предшествовало самоубийство 17-летнего заключенного (по мнению бастующих, он был доведен до самоубийства работниками колонии). На следующий день акция была прекращена.
В ночь с 14 на 15 января 2004 г. в Северной Ирландии в одной из тюрем вооруженные самодельными ножами осужденные боевики Ассоциации защиты Ольстера захватили один из этажей и возвели баррикаду (которая через некоторое время была подожжена бунтовщиками).
24 февраля 2004 г. заключенные ряда исправительных учреждений г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области объявили голодовку. Причиной акции стала ситуация, сложившаяся в расположенной в поселке Федосово исправительной колонии №4, заключенные которой жаловались на незаконные действия со стороны администрации учреждения. По заявлениям участников акции представителями прокуратуры было проведено расследование.
29 августа 2004 г. в колонии строгого режима УР 65/3 (Самарская область) четверо заключенных по указанию “смотрящего” за зоной криминального “авторитета” Сергея Тибайкина нанесли телесные повреждения семерым активистам секции дисциплины и порядка и убили одного из активистов - Вадима Сергина (причиной конфликта стал факт жестокого избиения Сергиным одного из новоприбывших в колонию). После этого Тибайкин призвал заключенных к бунту, в котором приняли участие порядка 500 человек. Заключенные потребовали прибытия в колонию представителей прокуратуры, которым передали порядка 50 жалоб на условия содержания. После этого заключенные разошлись по отрядам.
27 января 2005 г. в колонии общего режима УП 288/27 (г. Красноярск) пятеро заключенных при помощи осколков одноразовой пластиковой зажигалки перерезали себе вены, тем самым выразив протест против неудовлетворительных, по их мнению, условий содержания. Нанесенные ранения оказались неопасными, а созданная под руководством начальника краевого управления Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ Владимиром Шаешниковым комиссия, проведя расследование, нарушений в действиях администрации колонии не обнаружила.
15 февраля 2005 г. в г. Баку (Азербайджан) в исправительно-трудовой колонии №11 порядка 100 заключенных поднялись на крышу одного из корпусов, подняли белое полотнище с надписью “SOS”, потребовали встречи с министром юстиции республики, увольнения начальника учреждения и улучшения условия содержания (в частности, повышения уровня обеспечения медицинскими препаратами и облегчения режима свиданий с посетителями). Переговоры с участием комиссии из представителей министерства внутренних дел, министерства юстиции и генеральной прокуратуры, а также подвезенными родственниками заключенных положительного эффекта не оказали. Полиция была вынуждена применить силовые меры (в частности, бунтующих стали поливать водой из брандспойтов), после чего заключенные покинули крышу по приставленным лестницам.
29 марта 2005 г. в одном из следственных изоляторов г. Минусинска (Красноярский край) порядка 60 заключенных отказались от приема пищи в знак протеста против установленной в камерах системы видеонаблюдения. Также заключенные потребовали и улучшения условий содержания. Акция продолжалась сутки и окончилась после того, как начальник краевого управления Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ Владимир Шаешников дал заключенным обещание обеспечить контингент изолятора посудой, а также настелить в камерах полы.
В апреле 2005 г. в колонии общего режима УК 272/32 (Иркутская область) 10 заключенных объявили голодовку, а также совершили попытку суицида, вскрыв себе вены. Причиной конфликта стало появление в камерах с целью проведения предусмотренного распорядком колонии обыска сотрудников спецназа.
В ночь с 26 на 27 июня 2005 г. в колонии общего режима ОХ-30/3 (г. Льгов Курской области) более 360 заключенных при помощи одноразовых бритвенных приборов попытались вскрыть себе вены. При этом участники акции обвинили сотрудников колонии в незаконном применении насилия и потребовали увольнения администрации колонии. Результатом акции стало возбуждение областной прокуратурой дела по ст. 286 УК РФ (“Превышение должностных полномочий”) против заместителя начальника учреждения Владислава Двоеносова и старшего инспектора отдела безопасности Виктора Реутова, и по ст. 321 УК РФ (“Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества”) против четверых заключенных. Начальник колонии Юрий Бушин позже был отстранен от должности.
4 июля 2005 г. в колонии общего режима УХ 16/8 (г. Омск) 27 заключенных вскрыли себе вены, протестуя против неудовлетворительных, по их мнению, условий содержания.
В августе 2005 г. в Гватемале одновременно в четырех тюрьмах вспыхнули бунты заключенных, протестующих против ненадлежащих условий содержания. В ходе конфликта, приведшего к гибели порядка 30 и ранениям порядка 80 человек, заключенные использовали холодное и огнестрельное оружие, а также гранаты.
9 сентября 2005 г. в следственном изоляторе №1 (“Матросская тишина”, г. Москва) порядка 700 заключенных объявили голодовку. Акции предшествовало применение насилия со стороны сотрудника изолятора по отношению к одному из заключенных. Голодовка была прекращена в тот же день после того, как представители прокуратуры дали заключенным обещание разобраться в возникшем конфликте. Несколько позже провинившийся сотрудник изолятора был задержан, против него возбуждено уголовное дело.
11 сентября 2005 г. в исправительной колонии №3 (г. Дмитровград Ульяновской области) порядка 100 заключенных объявили голодовку и выдвинули ряд требований по смягчению режима содержания (при этом в акции принимали участие исключительно заключенные из отрядов общего режима). Прибывшие на место представители областного управления Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ, выслушав требования участников акции, заявили, что не могут их выполнить по причине их незаконности. В ответ несколько заключенных нанесли себе ранения бритвами, которые оказались неопасными, но привели к увеличению числа участников акции. Заключенные также отказались выходить на работу. Через несколько суток ситуация нормализовалась.