- Вы только что вернулись из Рима. Как прошли мероприятия, посвященные празднованию 60-летия ФАО?
- Да, российская делегация участвовала в праздновании 60-летия ФАО – Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций. Для России это событие с особой подоплекой – 1 января 2006 года наша страна может присоединиться к ФАО, конечно, если Устав ФАО ратифицирует Федеральное Собрание России, а мы на это рассчитываем. Именно присоединится, а не вступит, поскольку 60 лет назад на Конференции в Оттаве СССР был в числе учредителей этого специализированного учреждения ООН.
- Почему же все эти 60 лет мы не были членом ФАО?
- Причина сейчас кажется смешной, но в то время она была вполне серьезной – членство в ФАО предполагало предоставление значительного объема сельскохозяйственной статистики, а она в Советском Союзе являлась закрытой, т.е. секретной.
- Советского Союза нет уж без малого 14 лет. Чего же ждала Россия? Почему не вступала? Тоже не хотела рассекречивать сельхозстатистику?
- Нет, причина здесь банальней. Решение о вступлении в ФАО в 1998 году уже было принято. Но в августе того года грянул дефолт, и вопрос, подразумевавший с нашей стороны финансовые обязательства по выплате взносов, пришлось отложить.
- Каковы основные сферы деятельности ФАО?
- Организация собирает, анализирует и распространяет информацию, касающуюся питания, продовольствия и сельского хозяйства – растениеводства и животноводства, лесоводства и рыболовства. Изначально ФАО была создана для решения мировых продовольственных проблем. Сейчас сфера ее деятельности значительно расширились. Это, несомненно, одно из самых авторитетных спецучреждений системы ООН, членами которой являются 187 государств. В ноябре с.г. в ФАО вступает Белоруссия. Фактически, единственной в мире страной, не являющейся членом ФАО осталась Россия.
- Так чего нам не хватает без ФАО и какова, как сейчас модно говорить, будет для нас “добавленная стоимость” от присоединения к ней?
- Например, мы, как нечлены, по Уставу Организации, не имеем право принимать участие в подавляющем большинстве руководящих и вспомогательных органов ФАО, что лишает нас возможности влиять на принимаемые Организацией решения. Кроме того – и это немаловажно – мы лишены возможности участвовать во многих интересующих нас проектах, а ФАО, соответственно, не может делать проекты для нас.
Для нас закрыт доступ к основным базам данных этой Организации. После присоединения к ФАО Россия приобретет возможность пользоваться услугами экспертов, расширенного участия в проектах по рыболовству, сельскому хозяйству, водным ресурсам, фитосанитарии.
Мы получим возможность полноправного участия в разработке важнейших международных документов и конвенций в областях деятельности ФАО.
А с учетом того, что ФАО является ведущим межправительственным механизмом в области сельского, лесного и рыбного хозяйства, полноправное участие в ней России представляется оправданным и перспективным.
Наконец, сейчас мы не можем сотрудничать в области борьбы с инфекционными заболеваниями.
- А что, ФАО и эпидемиями занимается?
- Да, и этим тоже. Но не эпидемиями среди людей, а среди животных. Впрочем, как мы знаем, эпизоотии становятся опасны и для людей. Роль ФАО в борьбе с масштабными эпидемиями, поражающими сельское хозяйство, расширяется. Организация, наряду с другими глобальными организациями, активно занималась и занимается ящуром, сибирской язвой, коровьим бешенством. Только на борьбу с гриппом птиц ФАО в этом году потратила 5,5 млн.долл. и, кстати, очень хотела бы сотрудничать с Россией, у которой есть свои наработки в борьбе с этим заболеванием.
Вчера я встречался в Риме с Генеральным директором ФАО Жаком Диуфом, с которым мы обсуждали весь комплекс вопросов сотрудничества России с ФАО и он выразил большую заинтересованность во взаимодействии с Россией, в частности, по птичьему гриппу.
- Какие области деятельности ФАО Вы считаете приоритетными?
- В принципе можно сказать, что все направления деятельности ФАО представляют для нас интерес. Но есть и области особого интереса. Это, прежде всего, касается безопасности продуктов питания, использования биотехнологий в производстве пищевых продуктов, борьба с эпидемиями домашнего скота, сельхозвредителями, сохранения генофонда растений и животных, ответственного рыболовства и др.
- Неужели мы без ФАО и рыбу ловить не сможем?
- Ловить сможем. А вот отстаивать свои интересы в условиях глобализации мирового рыбохозяйственного комплекса, обострения проблем международной торговли рыбой и рыбными товарами, усиления борьбы за потенциальные рынки сбыта, введения жестких требований к экспортерам по обеспечению экологической экспертизы рыбопродукции и решать задачи по защите российских производителей и экспортеров на мировом рынке, без полноправного членства России в ФАО все труднее.
Членство в ФАО позволит России получить доступ к более реальным и достоверным оценкам состояния рыбных запасов в самых продуктивных районах промысла в Мировом океане, главным образом, в 200-мильных экономических зонах и откроет возможности получения Россией дополнительных квот на вылов биоресурсов.
- Как же мы обходились в этом вопросе без ФАО до сих пор?
- Ранее действовал принцип, что каждый может иметь свободный и открытый доступ к любым ресурсам Мирового океана. Сейчас этот принцип пересматривается. Ему на смену приходит концепция предосторожного и ответственного подхода к ведению промысла.
- А что еще может нам дать членство в ФАО в области рыболовства?
- Еще один яркий пример. ФАО располагает уникальным банком информации по аквакультуре, доступным лишь странам-членам. Использование этой информации и привлечение консультантов Организации позволило Китаю в течение нескольких лет не только увеличить продуцию аквакультуры, но и войти в число ведущих мировых производителей рыбы и морепродуктов в искусственных условиях. Природные условия России, как отмечают эксперты, вполне позволяют рассчитывать на реализацию подобных проектов и на территории нашей страны.
- ФАО каким-то образом задействована в законотворчестве?
- И надо сказать, что это – одна из основных причин нашего присоединения к Организации. В рамках ФАО разрабатываются международные конвенции и стандарты на сельскохозяйственную продукцию, безопасность и качество продуктов питания. Она располагает крупнейшей в мире базой законодательных и нормативных актов по АПК, уникальной технической экспертизой, глобальными информационными системами для оказания содействия заинтересованным странам в решении технических и правовых проблем сельского хозяйства. Доступ к этим услугам имеют только члены ФАО.
Под эгидой ФАО действует Центр космической информации, предоставляющий государствм-членам данные об агроклиматических условиях производства, состоянию биомассы, оценке урожаев, эволюции эрозивных процессов и т.п.
ФАО тесно взаимодействует с Всемирной торговой организацией по широкому кругу вопросов международной торговли сельхозпродукцией.
Думаю, перечисленного достаточно, чтобы обрисовать роль ФАО в современном мире и важность нашего участия в этой Организации.-0-
17 октября 2005 года