Рейтинг@Mail.ru
Беспечные и беззащитные - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Беспечные и беззащитные

Читать ria.ru в
Год выдался такой, что остается только молить Бога о передышке хотя бы на оставшиеся два месяца. Началось с азиатского потопа, когда впервые в новой истории человечества счет жертвам стихии пошел на многие сотни тысяч и перевалил за миллион. А потом пошло… Природные катастрофы следовали одна за другой так часто, что задуматься о происходившем, хотя бы как-то осмыслить текущие новости ни у кого не было времени. Журналисты, естественно, выбивались из сил, чтобы зафиксировать самые душераздирающие подробности и показать самую страшную картинку...

Год выдался такой, что остается только молить Бога о передышке хотя бы на оставшиеся два месяца.

Началось с азиатского потопа, когда впервые в новой истории человечества счет жертвам стихии пошел на многие сотни тысяч и перевалил за миллион. А потом пошло… Природные катастрофы следовали одна за другой так часто, что задуматься о происходившем, хотя бы как-то осмыслить текущие новости ни у кого не было времени. Журналисты, естественно, выбивались из сил, чтобы зафиксировать самые душераздирающие подробности и показать самую страшную картинку. У них была страда, позволившая отвлечься от войн, неуклонно теряющих рейтинги, от выборов, неразличимо похожих сопутствующими ложью и пошлостью, от грязного белья поп-звезд и прочих постоянных тем. Ученые горячо спорили, могла ли современная наука предупредить несчастья, и сходились на том, что нет, современная не могла. Политики спешили зафиксировать свое соболезнование и объявить о государственной помощи пострадавшим – кто раньше и кто больше…

Между тем (пусть задним числом, пусть после грянувшего грома), следовало бы, по-моему, сформулировать фундаментальную задачу: необходимо – не в ближайшее время, а через десятки, может, сотни лет – но необходимо выработать стратегию эффективной обороны человечества в вечной войне, которую ведут против нас беспощадные стихийные силы.

Прекрасно представляю, насколько наивной – а многим и примитивно-атеистической – покажется такая формулировка. Одни скажут, что люди, будучи частью природы, никак и никогда не смогут с нею бороться на равных; другие напомнят, что даже попытка отклонить кару Божью есть гордыня и будет наказана еще строже. Готов согласиться, однако с некоторыми, и даже, мне кажется, весьма существенными оговорками. Вот, к примеру, огонь, простой огонь в газовой плите или в лесном пожаре есть тоже природное явление, однако ж мы – будучи в здравом уме – не садимся на плиту и не отправляемся на лесную прогулку по тлеющим торфяникам. Ежегодная эпидемия гриппа, конечно же, посылается свыше, однако ж это не мешает разумным верующим людям принимать витамины и даже делать прививки, тепло одеваться или хотя бы носить на груди ожерелье из чеснока. И обычная погода есть природная и Божественная данность, но существуют прогнозы, зонты и плащи.

К чему это все говорится? А к тому, что деньги нужны, гигантские, трудно представимые деньги. Потому что современная наука может все, если это все хорошо финансируется. Глубоко убежден, что перераспределение  мирового бюджета могло бы гарантировать решение в обозримом будущем таких задач, как практически безошибочное прогнозирование масштаба и срока землетрясений, ураганов, цунами и обычных наводнений. Каждому понятно, что рано или поздно вложение огромных средств даст радикальный эффект в борьбе с раком, СПИДом, болезнями сердца – собственно, результаты уже просматриваются. Фантастические траты на военную технику привели к тому, что полномасштабная третья мировая не состоялась, ядерное оружие не позволило. Почему же не начать вкладывать сопоставимые деньги в сейсмологические исследования? Каким должно стать число жертв очередного потопа, сколько еще должна поглотить провалившаяся земля, чтобы на улицы богатых городов вышли толпы демонстрантов, требующих от правительств немедленных экономических и организационных мер? Возможно, все дело в том, что на демонстрации выходят те, для кого СПИД у знакомого или соседа – реальная угроза, война – повторяющийся страшный сон, а кошмар в Пакистане – лишь картинка в теленовостях…

Впрочем, если отдавать себе отчет в том, что сама Земля угрожает существованию человеческого рода не меньше, а, скорей всего, больше, чем войны и даже болезни, то надо согласиться: деньги нужны не только для того, чтобы предсказывать несчастья, но и для изменения всей картины мира в соответствии с прогнозами возможных бедствий. Давно никому не приходит в голову строить новые города на склонах некогда действовавших вулканов. История Помпеи, к счастью, научила людей элементарной осторожности. Однако неукротимая жажда комфорта и развлечений поощряет строительство курортных отелей в зонах вероятных цунами, первоочередные в обычных современных представлениях траты не оставляют возможностей для программ переноса человеческих поселений из самых сейсмоопасных районов. В сущности, огромная часть населения планеты живет от катастрофы до катастрофы в совершенно непригодных для более или менее гарантированного существования местах – и ситуацию никто даже не намерен менять.

Размеры великого переселения народов, о котором может идти речь, сейчас кажутся, конечно, утопическими. Вывести из горных районов, где чаще всего происходят землетрясения, все их население и устроить его жизнь в новых местах; исключить затопление прибрежных городов возведением титанических защитных сооружений, либо и эти города перенести, отодвинуть от берега; обеспечить безопасность  сотен тысяч человек, совершенно перестроив всю индустрию международного туризма…  Да откуда же взять на это деньги?! Увы, выбора нам не дано. Выбор только в последовательности действий. Можно дождаться, когда смоет, как смыло Нью-Орлеан, а потом опомниться, обратить внимание на дамбы, обвинить правительство в беспечности и вкладывании в войну тех денег, которые должны были бы пойти на настоящую безопасность, начать разговоры даже о действительном переносе города… А можно, не дожидаясь большой беды, начать действовать на упреждение. Нужны сверхдолгосрочные международные программы, полная реализация которых может планироваться лет через пятьдесят, сто и даже больше. Создание и осуществление таких программ следует поручить мощной международной организации – глядишь, как раз и найдется дело ООН, которая, по общему мнению, стала постепенно разлагаться без осмысленной сверхзадачи. В конце концов, защита от катастроф планетарного масштаба ничуть не менее гуманная деятельность, чем борьба за мир – жизней можно спасти не меньше.

…И все же я прекрасно понимаю, что написанное выше подавляющим большинством воспримется, как заурядная фантастика, детская мечта насмерть напуганного телезрителя. Цивилизация идет давно выбранным путем, людьми движут страсти и амбиции, стремление ко все большим удобствам, к возможно более сытой и комфортабельной жизни, к сиюминутному удовлетворению непрестанно возрастающих потребностей. Выбросить миллиарды на то, чтобы силой одолеть соседнюю страну, ликвидировать исходящую от нее угрозу или, в конце концов, договориться с соседями миром, удовлетворив их политические претензии – это реально, это мы можем. А потратить столько же, чтобы обеспечить неудачно выбравшему место жительства народу действительную безопасность – это прожектерство.

Возможно, так некогда мыслили обитатели и других, ныне свободных от мыслителей планет.

Александр Кабаков, Издательский дом "Коммерсантъ"

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала