Рейтинг@Mail.ru
Визит Лаврова в Ташкент и Ашхабад: что за ним стоит? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Визит Лаврова в Ташкент и Ашхабад: что за ним стоит?

Читать ria.ru в
Дзен
Визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова по двум республикам Центральной Азии - Туркмении и Узбекистану - проходит несколько дней спустя после вояжа в Центральную Азию госсекретаря США Кондолизы Райс. Возможно, сам этот факт и даст кому-то повод увидеть в этом «ответный» шаг России в «большой игре» за сферы влияния в центрально-азиатском регионе. Однако сама программа визита и перечень вопросов, планируемых к рассмотрению, говорят о том, что Москва намерена обсудить проблемы, связанные со своими, «кровными», российскими интересами в этом регионе. А вовсе не бороться там с "чужими" интересами...

Политический обозреватель  «РИА Новости» Петр Гончаров.

Визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова по двум республикам Центральной Азии -  Туркмении и Узбекистану - проходит несколько дней спустя  после вояжа в Центральную Азию госсекретаря США Кондолизы Райс. Возможно, сам этот факт и даст кому-то повод увидеть в этом «ответный» шаг России в «большой игре» за сферы влияния в центрально-азиатском регионе. Однако сама программа визита и перечень вопросов, планируемых к рассмотрению, говорят о том, что Москва намерена обсудить проблемы, связанные со своими, «кровными», российскими  интересами в этом регионе. А вовсе не бороться там с "чужими" интересами.

Говоря о целях визита в Ашхабад, официальный  представитель МИД Михаил Камынин отметил, что «в России высоко ценят отношения с Туркменистаном и придают важное  значение   дальнейшему  укреплению   и   развитию   двустороннего взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия в политической, торгово-экономической, гуманитарной и других областях». Основное внимание на переговорах будет уделено состоянию и перспективе взаимодействия в экономической области, в том числе предполагается рассмотреть вопросы, связанные с урегулированием правового статуса Каспийского моря.

Понятно, что за этой обычной мидовской формулировкой кроется ряд довольно серьезных политических и экономических проблем, а также и расхождений, которые и предстоит обсудить Сергею Лаврову в ходе его встреч с президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым.  

Это касается и двустороннего сотрудничества в газовой области, где туркменская сторона может поставить вопрос о пересмотре цен на газ в сторону их увеличения. Это касается и вопроса проведения второго саммита прикаспийских государств по выработке статуса Каспийского моря. Первый саммит, проходивший, как известно, в Ашхабаде в апреле 2002 года, закончился нулевым результатом, чему во многом способствовала и неуступчивая позиция туркменского лидера.

В ходе переговоров будет затронут вопрос и необходимости создания на Каспии совместной военно-морской флотилии оперативного реагирования. Инициатива по созданию военно-морской группы с участием прикаспийских государств принадлежит России, и для ее реализации Москве придется вести диалог с Туркменией о том, насколько совместимы политика активного нейтралитета, официально проводимая Ашхабадом, и создаваемая на Каспии совместная флотилия для борьбы «с новыми угрозами и рисками».

Наконец, Москве небезынтересно знать, как относится Ашхабад к резолюции Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), призывающей США определиться со своими военными базами в Центральной Азии. Вопрос этот интересен для Москвы в свете появившихся разговоров о том, что США якобы не прочь перенести свою базу из Ханабада (Узбекистан) на базу Мары-2 – в советские времена  крупнейшую авиабазу региона. Туркменские власти все разговоры о переносе базы пока опровергали, но допускали при этом возможность  «перевалочных пунктов» для США с целью  «обеспечения безопасности их деятельности на северо-западе Афганистана».

К этому уравнению можно добавить проблему положения русского меньшинства в Туркмении, которая создает президенту Ниязову много недругов в Москве.

Что касается переговоров главы российского МИД в Ташкенте, то, как отметил Михаил Камынин, центральное место на них «займет тематика многопланового российско-узбекского сотрудничества». Предстоит обстоятельный разговор о военно-политической ситуации в Центрально-азиатском регионе и, в этой связи, по взаимодействию в сфере   борьбы   с  международным  терроризмом, экстремизмом  и наркопреступностью. Имеется в виду необходимость усиления регионального сотрудничества в борьбе с этими вызовами, в том числе в рамках ООН, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества.

На сегодняшний день «узбекское» направление занимает особое место в российской политике в Центральной Азии. Связано это, в первую очередь, с решением Ташкента о вступлении Узбекистана в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В Москве считают: чтобы стать полноправным членом ЕврАзЭС, Узбекистану необходимо  не только привести свое законодательство в соответствие с нормами ЕврАзЭС, но и принять решение о его участии в других региональных организациях, таких, как Организация договора о коллективной безопасности.


Наконец, одной их главных тем переговоров будет также и  обстановка в Афганистане. Будут внимательно рассмотрены вопросы двустороннего взаимодействия по содействию становлению этой страны как мирного и независимого государства. Здесь, по мнению многих экспертов, у Москвы и Ташкента большие, но далеко не использованные на сегодняшний день возможности. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала