Интервью взяла корреспондент РИА Новости Наталья Белова
Валерий Михайлович, как вы оцениваете нынешнее состояние дел в урегулировании приднестровского конфликта?
- В августе прошлого года молдавская сторона приостановила свое участие в переговорном процессе. Были для этого разные острые эмоциональные поводы, которые сейчас фактически разрешены. Но процесс в течение года не шел, стороны общались между собой заочно, то есть выступали с различными заявлениями на уровне руководства или использовали для этого посредников от России, Украины и ОБСЕ как своего рода медиатор в передаче позиций сторон. Поэтому сейчас мы выходим на новый этап, связанный с тем, что на последней встрече в конце сентября в Одессе представители посредников и политические представители сторон достигли договоренности о возобновлении работы в "пятистороннем формате" (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина и ОБСЕ). Кроме того, достигнута договоренность о подключении к переговорному процессу наблюдателей от Европейского союза и США.
Когда может состояться встреча в расширенном формате "5+2", какова повестка дня первого заседания?
- Встреча должна состояться 27 октября в Кишиневе, а затем будет продолжена 28 октября в Тирасполе. Повестка дня заседания пока не согласована, она находится в стадии проработки. Это будет первая формальная встреча, поэтому нужно будет подготовить такую повестку дня, которая бы позволила сторонам не только высказать свою принципиальную позицию, но и найти точки соприкосновения для продолжения совместной работы. Действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Словении Димитрий Рупел пригласил посредников по урегулированию приднестровского конфликта и представителей наблюдателей посетить в конце этой недели Любляну. На этой встрече мы будет обсуждать вопросы, которые будут вынесены на повестку дня.
Поступали ли от ЕС и США предложения по урегулированию конфликта?
- По крайней мере, те контакты, которые у меня были с ними, свидетельствует о том, что они пока не готовы выступить с какими-либо предложениями и наработками, а хотели бы своим участием оказать содействие в создании наиболее благоприятной атмосферы для ведения конструктивного диалога.
Каких результатов ожидает российская сторона от этой встречи?
- Естественно позитивных. Хотелось бы надеется, что эта встреча не станет очередным поводом для риторических пикетирований сторон, а позволит им возобновить нормальный диалог по всей палитре двусторонних отношений и возможности выработки всеобъемлющего варианта урегулирования.
Считаете ли Вы, что подключение ЕС и США к переговорному процессу по приднестровскому урегулированию будет способствовать решению проблемы в целом?
- Хотелось бы надеется, у них есть достаточный опыт и знания, в том числе сопряженный с различными вариантами урегулирований конфликтов. Поэтому будем надеется, что они внесут конструктивный вклад в те усилия, которые сейчас предпринимают посредники в восстановлении нормального диалога между Кишиневом и Тирасполем.
Обсуждается ли в настоящее время вопрос о вывозе российского вооружения из Приднестровья, когда и при каких условиях может быть возобновлен такой вывоз?
- Процесс не идет, но обсуждается. Эту тему мы постоянно держим в поле зрения. Кроме того, ее периодически затрагивают наши коллеги. Мы ее поднимаем перед руководством Тирасполя, но пока позитивного отклика не находим. Основные сложности связаны с тем, что местные власти в Приднестровье пока блокируют возобновление процесса вывоза российского вооружения.
На прошлой неделе глава МИД Румынии заявил, что в случае взрыва российских военных складов в Приднестровье существует опасность "мини атомной войны". Как можно расценивать такое заявление?
- Оно свидетельствует об определенной обеспокоенности соседа. Вместе с тем, как заявляют наши военные, состояние складских помещений не дает оснований для таких драматических заявлений.