БЕРЛИН, 16 окт - РИА Новости, Ольга Семенова. Выручка от завершившегося в субботу в родовом замке фон Вельфенов из Ганноверской династии аукциона Сотбис составила 44 миллиона евро, более чем втрое превысив ожидавшиеся результаты.
За вычетом обычных для Сотбис 24% комиссионных владельцам проданных сокровищ останется более 30 миллионов, сообщают немецкие новостные телеканалы.
Со ссылкой на официальных представителей Сотбис, они отмечают, что последний день 11-дневного аукционного марафона по многим показателям превысил все предыдущие рекорды. В этот день в режиме "нон-стоп" было продано 700 лотов на общую сумму в 2,19 миллионов евро. Две тысячи покупателей побывали на заключительной субботней распродаже "домашнего скарба" (картин, столовых приборов, одежды, посуды) нескольких поколений герцогов Вельфенских.
"Пришлось в холле зала, где проходил аукцион, поставить еще 220 стульев для не поместившихся в нем клиентов и вызвать второго распорядителя, который осуществлял связь с основным залом", - заявила представитель Дома Сотбис, подчеркнув, что дополнительно были задействованы 36 телефонных линий.
Поскольку все самые дорогие лоты, в том числе две парные фарфоровые вазы, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в 1842 и 1849 годах (проданы за 1,69 миллиона евро), прошли на аукционе в самые первые дни, оставшиеся предметы имели сравнительно невысокие стартовые цены. Однако, по данным аукционистов, все они были многократно превышены.
Например, написанный маслом в начале XVIII века портрет Великой герцогини Шарлоты Кристины Софии, оцененный всего в 600 евро, ушел за 20,5 тысяч. Всего на аукционе было выставлено 20 тысяч различных предметов XVI-XIX веков, объединенных примерно в три тысячи шестьсот лотов (мебель, картины, посуда, одежда, часы, оружие, столовое серебро).
Абсолютным мировым рекордом для этой категории лотов представитель аукциона назвала продажу в пятницу исторического русского мундира за 350,9 тысяч евро.
Получившие право первыми приобрести исторические ценности немецкие музеи купили, в частности, средневековый меч и портрет XVI века одного из герцогов Брауншвейгских. Однако представители музеев выразили недовольство тем, что в представленном им до аукциона списке отсутствовали многие предметы, которые позже были выставлены на торги в замке.
Кроме того, хотя средства от распродажи своего наследства молодые принцы Эрнст Август (22 года) и Кристиан (21 год) Ганноверские собираются направить на реставрацию и модернизацию Мариенбурга, музейные специалисты и историки считают, что без многих проданных предметов замок утратит свою историческую ценность.
Предприимчивые отпрыски старинного рода, представители которого входили не только в правивший Ганноверский королевский дом, но и в царствующую в Англии династию, как рассказывают, лично обследовали все кладовые, подвалы и чердаки замка, в который после Второй мировой войны были свезены уцелевшие сокровища из других владений фон Вельфенов (в частности, из Бланкенбурга в Гарце и Кумберланда в Австрии).
Во время всего аукциона они охотно позировали перед телекамерами и пересказывали свои планы превращения Мариенбурга в историко-культурный центр.
Местные наблюдатели считают, что юные принцы додумались до этого не сами, а им подал идею советник граф Дуглас, который и организовал "по их просьбе" весь аукцион. Граф не скрывает своей причастности, поскольку именно ему пришла в голову идея провести аукцион не в Лондоне, а в Мариенбурге, где "сама атмосфера старинного замка придает дополнительный шарм каждому предмету и подогревает азарт покупателей".
Действительно, граф Дуглас оказался хорошим психологом, поскольку даже такие вещи, как старые (не старинные) трости или кухонные горшки "из замка" были раскуплены за пяти-восьмикратную стоимость - настолько велико было желание простых граждан обзавестись "королевскими предметами" обихода.