Юрий Зайцев – эксперт Института космических исследований РАН.
На 26 октября запланирован запуск европейской автоматической межпланетной стан-ции «Венера-Экспресс». Для выведения космического аппарата на траекторию полета к Ве-нере используются российская ракета-носитель «Союз-ФГ» и разгонный блок «Фрегат». С помощью аналогичной ракеты ранее была успешно реализована первая европейская планет-ная миссия «Марс-Экспресс». Новый проект реализуется в рамках долгосрочной программы совместных научных исследований в космосе Европейского космического агентства (ЕКА) и Федерального космического агентства (ФКА) России.
Сотрудничество Европы и России и в области космоса началось еще в советский пе-риод. В то время оно ограничивалось исключительно научными программами, среди кото-рых наиболее известными стали исследования кометы Галлея с помощью российской стан-ции ВЕГА и европейской «Джотто» По тем временам это был значительный шаг вперед в деле сотрудничества.
С 1993 г. ЕКА совместно с Россией осуществляет деятельность по подготовке и про-ведению полетов европейцев в космос: первоначально на российскую орбитальную станцию «Мир», а затем – на Международную космическую станцию (МКС).
Возможности для сотрудничества значительно расширились после того, как Россия объявила себя суверенным государством и в гораздо большей степени открылась для коопе-рации. Новым этапом сотрудничества стало строительство МКС. Это важное, но не единст-венное направление совместной деятельности, которая сегодня охватывает практически все области космических исследований. Особенно отрадно отметить нарастающую положитель-ную динамику в укреплении долговременного взаимовыгодного партнерства в сфере пуско-вых услуг.
В частности, для реализации своих научных проектов ЕКА использует возможности российских ракет-носителей среднего класса «Союз» и тяжелого класса «Протон». В октябре 2002 г. с космодрома Байконур «Протоном» была выведена на орбиту европейская астрофи-зическая обсерватория «Интеграл». Использование «Протона» обеспечило обсерватории лучшие орбитальные возможности для наблюдений, чем могла бы дать любая другая ракета-носитель, включая европейскую Ariane. В свою очередь, российские ученые получили право на первоочередное использование информации, добываемой в течение 27% от общего вре-мени наблюдения приборами «Интеграла».
Запуск российским носителем «Союз-ФГ» межпланетной автоматической станции «Марс-Экспресс» стал примером сотрудничества не только в выведении космического аппа-рата на орбиту, но и в совместной разработке бортовой научно-исследовательской аппарату-ры. В состав научного оборудования «Марс-Экспресса», который и сегодня продолжает ра-ботать на околомарсианской орбите, входят и приборы, разработанные с участием россий-ских ученых, привнесших свои опыт и знания в этот европейский проект.
«Марс-Экспресс» расценивается как одна из эффективных, недорогих и быстрых экс-педиций ЕКА. Даже свое название «Экспресс» она получила благодаря быстрым темпам и четкой организации работ по ее созданию и надежному своевременному запуску. В таких же исключительно жестких технических и временных ограничениях велась подготовка к запуску межпланетной станции на Венеру. Российскими предприятиями проведен полный комплекс работ по адаптации ракеты-носителя к космическому аппарату, в том числе их электромагнитной совместимости, отделению станции от носителя с минимальными пере-грузками и т.д. Кроме того, в данной миссии используется модифицированный «Фрегат» - более легкий и более мощный, чем при запуске «Марса-Экспресс».
Схема выведения выглядит так: ракета-носитель доставляет разгонный блок с уста-новленным на нем космическим аппаратом на так называемую «орбиту ожидания». Затем разгонный блок двумя включениями двигательной установки формирует отлетную траекто-рию, после чего межпланетная станция отделяется от «Фрегата» и направляется к Венере. Спустя пять месяцев полета, в апреле 2006 г., уже в сфере притяжения планеты, включается двигательная установка космического аппарата и он переходит на околовенерианскую орби-ту. Маневрируя по ней в течение примерно пяти дней, в конечном итоге аппарат выйдет на рабочую орбиту над полюсами планеты с минимальным удалением 250 км и максимальным – 6600 км от ее поверхности.
Основные цели миссии – глобальные исследования атмосферы Венеры, ее строения, состава, теплового баланса, динамики строения и химии облаков, некоторых аспектов геоло-гии и свойств поверхности. Будет также изучаться окружающая планету космическая плазма.
Первые прямые измерения в атмосфере Венеры были выполнены советской станцией «Венера-4» еще в 1967 г. Исследования продолжились на станциях «Венера-5 и –6», а «Ве-нера-7» совершила первую мягкую посадку на поверхность планеты. Затем были выполнены посадки спускаемых аппаратов станций «Венера-9 – 14». Станции «Венера-15 и –16» с ок-тября 1983 г. исследовали планету с орбиты венерианских искусственных спутников, в том числе впервые выполнили радиолокационную съемку с высоким разрешением всей поверх-ности Венеры. В целом все сегодняшние знания ученых об этой планете связаны с результа-тами исследований с помощью советских автоматических станций серии «Венера». Поэтому Венеру по праву называют Русской планетой.
Полет межпланетной станции «Венера-Экспресс» ставит целью закрыть те белые пят-на, которые все еще остаются в понимании природы планеты. В частности, в верхнем облач-ном слое имеется какая-то неизвестная составляющая, поглощающая до половины солнечной ультрафиолетовой радиации, поступающей на планету. Нет однозначного ответа и на вопрос о вулканической активности. Два прибора станции создавались с непосредственным участи-ем российских ученых.
Сотрудничество Европы и России в космосе имеет славную историю и хорошие пер-спективы. Несомненно, контакты Европейского космического агентства с российским Феде-ральным космическим агентством и его предприятиями и дальше будут развиваться по ши-рокому спектру направлений, таких как космические носители и ракетные двигательные ус-тановки, пилотируемые полеты, МКС, исследования космического пространства, системы спутниковой навигации. Практически по всем этим направлениям России есть, что предло-жить Европе.
В частности, ситуация с основным европейским носителем «Ариан-5» пока далека от идеальной, а новому легкому носителю «Вега», в котором есть и доля российского участия, предстоит еще доказать свою состоятельность. Отсюда приоритетность такого совместного проекта, как «Союз» на Куру».
Несомненно, ЕКА видит в ФКА серьезного партнера, способного на взаимовыгодной основе усилить европейские конкурентные позиции в мире, а также стать своего рода про-водником на перспективном российском рынке высоких технологий.